Православная этика

27 июля – память преподобного Никодима Святогорца

Преподобный  Никодим Святогорец был монахом Святой Горы Афон, богословом. Его духовные творения знали не только в Греции и на Афоне. Как писатель, творец и толкователь священных песнопений, издатель творений святых отцов и богослужебных текстов он был известен и в России.     Каждому из нас полезно прочитать мудрые слова великого подвижника.

***

Никогда отнюдь не следует тебе устрашаться, когда начнет докучать тебе наплыв помышлений, что брань против тебя врагов слишком сильна, что не избежать тебе падений и повторения их многократного. Знай, что враги наши со всеми своими кознями состоят в руках Божественного нашего Архистратига, Господа Иисуса Христа, в честь и славу Коего ведешь ты брань.

***

 Есть в нас жизнь телесная, жизнь душевная и жизнь духовная. Для каждой из них свои потребны средства, и мы все имеем их под руками, и все они не плод нашего благоприобретения, а дар Божий.

***

В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего.

***

Если же ныне ты хорошо помолишься и подержишь себя в молитвенном настроении, а завтра дашь себе волю и проведешь день распущенно, то, так действуя, никогда не успеешь в молитве.

***

Любовь к Богу не имеет меры <…>, но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать её в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай всё просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.

***

Когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце.

***

Возгревай же всегда в себе чувства благодарения Богу, особенно попекись о сем в храме, во время Литургии, на коей приносится Богу Бескровная Жертва, именуемая Евхаристией, что значит благодарение.

Духовное чтение

«Святые Борис и Глеб вдохновлялись Христовым подвигом  с мыслью победить мировую тьму своей кроткой, смиренной любовью»

 О высоком духовном подвиге мученичества размышляет  протоиерей Артемий Владимиров.

Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято– Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:

– Первыми русскими князьями, прославленными нашей Церковью, стали сыновья равноапостольного князя Владимира – человека мужественного, сильного и воинственного, но вместе с тем сумевшего сохранить мир во время своего единодержавного правления. По принятии христианской веры он проявлял особую мягкость души. Однажды он хотел выпустить из тюрем заключённых там разбойников, но был вовремя остановлен словом мудрого греческого епископа.

Князь Борис не хочет проливать кровь брата, не хочет вызвать междоусобицу, не хочет быть косвенной причиной братоубийственной гражданской войны, что звучит сейчас особенно актуально.

Святые Борис и Глеб, как их описывает похвальное слово, написанное вскоре после убиения князей, отличались внешней красотой и сердечным благочестием, а также просвещённостью ума. Братья очень любили друг друга и пользовались заслуженным уважением народа. Князья вполне были готовы царствовать в тех удельных городах, которые им отдал отец, и твёрдой рукой управлять народом. Но вот подошло время их страданий. Князь Борис, имея достаточное войско для того, чтобы противостоять Киеву и окаянному Святополку, брату от другой жены их родителя, предпочитает мученическую смерть вооруженному сопротивлению. Он не хочет проливать кровь брата, не хочет вызвать междоусобицу, не хочет быть косвенной причиной братоубийственной гражданской войны, что звучит сейчас особенно актуально в связи с известными событиями. Брат Бориса Глеб всецело вверяет себя в руки Господа. Святые князья не хотели поднимать оружие на сродника, полагая надежду на Промысл Божий, который и худые деяния обращает к благим последствиям, и желая в известном смысле уподобиться Спасителю, Который молился и просил у Отца за распинателей: «Прости им: они не ведают, что творят».

Оба князя были жестоко убиты подосланными Святополком наёмными убийцами. Житие Бориса и Глеба выразительно и красноречиво свидетельствует, как они томились страхом смерти, как они просили наёмников не поднимать меч. Не отрекшись от своей решимости, они заплатили за неё кровью. А что случилось потом? Гнев Божий настигает Святополка. Его судьба во многом напоминают судьбу Каина, который был гоним манией преследования и зло окончил свою жизнь. Тела святых Бориса и Глеба обрели нетленными. Вскоре оба страстотерпца начинают являться тем, кто их призывает в самых отчаянных обстоятельствах – заключённые в темницу и обречённые на смерть люди, безнадёжно больные. Святые Борис и Глеб, как известно, духовно ободрили своего сородича – Александра Невского, обещав ему небесную помощь в сражении со шведами на реке Неве.

Повсеместное их почитание началось сразу после их страдальческой кончины. Наш народ увидел в страстотерпцах дерзновенных ходатаев пред Богом и скорых защитников во всех бедах и напастях.

… святые, о которых мы говорим, вдохновлялись Христовым подвигом с мыслью победить мировую тьму своей кроткой, смиренной любовью, умением не отвратить лица от насильников и наёмных убийц. Заплатив за свои убеждения кровью, уже за гранью земного бытия они дерзновенно молятся у Престола Святой Троицы за судьбу родной земли. И все последующие столетия, вплоть до пришествия Иисуса Христа, они будут являть небесную помощь русскому народу. Мы верим, что молитвы этих святых являются щитом и ограждением для России, для страны кротких, долготерпеливых, милосердных, но и мужественных и решительных людей, готовых выступить против агрессора во исполнение завета святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде! Кто к нам придет с мечом агрессии и злобы, от меча и погибнет». Аминь.

14 августа начинается Успенский пост

Успенский пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Пресвятой  Богородицы.  Он продолжается две недели,  до 28 августа (н.с.).  Святой  Симеон  Солунский пишет, что «пост в августе (Успенский) учреждён в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда,  подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Её блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Её Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и пробуждая Её тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учреждён по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

На Константинопольском Соборе (1166 год) было подтверждено, что все православные христиане  должны соблюдать Богородичный пост с 1 (14)  по 15 (28)  августа.

Успенский пост – строгий. Только в праздник Преображения Господня

(19 августа)  можно вкушать рыбу. Однако каждый выбирает степень поста по своим силам, помня о том, что главное во время поста – стремление избавиться от греха, внутренняя работа над собой. Давайте постараемся  не обижать тех, кто рядом, не сердиться, не злиться, не говорить лишних слов. Давайте будем помнить о тех, кто нуждается в нашей помощи. Их немало. Это и наша одинокая соседка, которой нужна помощь в её хозяйственных делах, это и  многодетная семья, которая должна собрать своих детей в школу, — многим нужна наша помощь.

21 сентября – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Родители Девы Марии,  Иоаким и Анна, у которых не было детей, молили Господа о даровании им ребенка и дали обет посвятить его служению в храме.  Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи. Их молитвы были услышаны: Ангел Господень принёс Иоакиму и Анне весть: у них родится Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. Рождество Богородицы ознаменовало наступление времен, когда начало исполняться Божие обетование о спасении человеческого рода.

  Подробнее  о празднике – на 1-й странице сентябрьского номер газеты «Возрождение».

    Святые отцы о Пресвятой Богородице

Мы предлагаем вам прочитать изречения святых отцов о Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

— Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Её за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство в помощь нам.

Никодим Святогорец  

 

 — Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Неё низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить… В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.

Ефрем Сирин  

 

…Мария  есть дщерь Света, потому что чрез Неё озарились светом и мир, и обитатели его, омраченные чрез Еву, виновницу всех зол.

Ефрем Сирин  

 — Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения… трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Неё не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Её был отражением души, олицетворением чистоты.

Амвросий Медиоланский  

 — От Пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О, предивный и пречудный обмен.

Симеон Новый Богослов  

…Дева, силою Пребывающего в Ней, родила естественно, но ничего не потерпела. Печать девства не нарушена ни зачатием Христовым, ни рождением.

Ефрем Сирин  

Она также новое небо, потому что в ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он, и пришёл в мир, у Неё заимствовал образ, в Её облекшись подобие.
Она — виноградная лоза, произрастившая Гроздь. Не по чину естества дала она Плод сей; н Её облекшись образ, явился Плод из Неё.
Она — источник, потому что живая Вода истекла из Неё жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды.

Ефрем Сирин  

 — Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила её и Деву соделала плодоносящей.

Иустин Философ  

 — Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества.

Григорий Богослов

30 января — память преподобного Антония Великого

Этого святого  подвижника называют отцом монашества. Он родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, которые воспитали его в вере Христовой, он начал подвижническую жизнь. Много искушений преодолел преподобный . Чтобы в полном одиночестве служить Господу, святой  ушёл в пустыню и провёл там  85 лет. Антоний Великий  отошёл ко Господу в 356 году. Прошли столетия, но мудрость его духовных поучений и сегодня близка и понятна  верующему человеку.

О ревностном и непрестанном служении Христу Богу

«Не следует нам забывать, что мы рабы Христовы и должны служить Ему, своему Творцу. Раб не может отказываться от исполнения приказаний, относящихся к настоящему или будущему времени, под тем предлогом, что он работал уже в прежнее время, и не посмеет сказать, что, утомившись на прежней работе, теперь должен быть свободен; (напротив, каждый день с одинаковым усердием исполняет всё то же дело, чтобы и господину своему угодить, и самому не подвергнуться за леность побоям и наказанию).

Подобным образом и мы должны всегда ревностно исполнять заповеди Божии, твердо помня, что Господь – Праведный Мздовоздаятель и что в каком грехе смерть застигнет человека, за тот он и будет осужден. Об этом Он с ясностью свидетельствует и через слова пророка Иезекииля: в неправде своей, юже сотвори, в той умрет (Иез.33, 13). Вот почему и окаянный Иуда в одну ночь за совершенное им злодеяние потерял плоды своих трудов в течение всего прежнего времени. Поэтому мы должны всегда с одинаковым усердием стараться исполнять заповеди Господни, и Сам Бог будет при этом помогать нам, как написано: яко любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим.8, 28)».

О призрачности земных благ и великой пользе добродетелей

«Особенно твёрдо мы должны помнить то, что, если бы кто и не захотел расставаться со своими богатствами, всё же смерть насильно разлучит его с ними. Если так, то почему же нам самим не сделать того же для добродетели? Почему ради Небесного Царства не отказаться добровольно от своего имущества, которое все равно потеряем в конце этой жизни? Пусть же христиане не заботятся о том, чего, умирая, не могут взять с собой. Будем лучше всеми силами души стремиться к приобретению того, что возводит нас по смерти на небо, как-то: премудрости, целомудрия, справедливости, добродетельной жизни, рассудительности, нищелюбия, твёрдой веры во Христа, негневливости, странноприимства. Стремясь к этому, мы и на земле будем проводить жизнь беспечальную».

О временной жизни и вечной

«В этой настоящей жизни цена покупаемой вещи бывает равна тому, чего она стоит, и не более того получает продавец. Но обетование вечной жизни приобретается за слишком малую цену: оно подаётся нам за жизнь кратковременную, о которой написано: Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс.89, 10). Если бы мы даже прожили, трудясь на служении Богу, восемьдесят или сто лет, всё же в будущей жизни нам предстоит царствовать не какое-либо ограниченное время, но за вышеупомянутое количество лет воцаримся на веки веков, притом – не землю получим в обладание, но небо, сложив с себя тленную плоть, получим её же вновь в нетлении. Итак, дети мои, не предавайтесь скорби, потому что недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8, 18).

Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и всё наше – ничто пред жизнью вечною. Помнить непрестанно должно людям рассудительным, что подъемля в жизни сей небольшие и маловременные труды, после смерти получим мы величайшее утешение и блаженство вечное.

Борющийся с страстями и желающий быть увенчанным от Бога, если падёт, да не малодушествует и не остаётся в падении сем, отчаиваясь в себе, но, восстав, опять пусть борется и заботится получить венец, до последнего издыхания восставая от случающихся падений. Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души.

Лишение житейских удобств людей мужественных и борцов соделывает достойными венцов от Бога. Итак, должно в жизни сей умертвить уды свои для всего житейского: ибо мертвый не будет уже заботиться ни о чем житейском».

По материалам православных сайтов.

Уважаемые родители! Приближается время Великого поста

 

Уважаемые родители! Приближается время Великого поста, когда особенно важна  работа по духовному воспитанию ваших детей. Мы начинаем знакомить вас с книгой священника П.Н Воздвиженского «Моя первая Священная Книга», изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Прочитайте эту книгу своим детям, поговорите с ними о прочитанном. Предлагаем вашему вниманию вступление к книге. Следующие материалы мы будем размещать в рубрике «Православная этика» («Детская страница»).

«Священное Писание, — сказал святой Иоанн Златоуст, — это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою».  Такой пищей Священное Писание является и для взрослых, и для детей. Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первой книгой в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История.

Но, давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог её понять всю, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного – словом, необходимо, чтобы она была приспособлена к его пониманию, к его возрасту.

Такую именно книгу хотим мы дать в руки православным детям В ней живо и наглядно, но в то же время совершенно просто изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Завета так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь всё рассказываемое, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях, будут ли они читать эту книгу сами, или им будет читать её мать, старшая сестра или грамотная няня.

         Каждый раздел этой книги соответствует определённой главе из Библии. В раннюю пору жизни, когда каждое впечатление так глубоко внедряется в детское сердце и ум, события из Священного Писания оставят неизгладимый след в юных сердцах, и возбуждённое ими в детской душе чистое чувство не останется бесплодным и в позднейшие годы, го сомнений, более глубоких размышлений или легкомыслия и заблуждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33


Комментирование закрыто.