Православная этика

Духовное чтение. Святой праведный Иоанн Кронштадтский о значении поста

Эти строки взяты из дневника святого. Каждому из нас будет полезно прочитать их в святые дни Великого поста.

«К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведёт к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!… Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушённый суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далёк ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече?Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы?

Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдём сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно».

Духовное чтение. О Псалтири

В дни Великого поста верующим необходимо обратить особое внимание на чтение духовной литературы. Одной из важнейших для каждого христианина книг является Псалтирь.

«Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен» —  святитель Василий Великий.

Псалтирь с греческого на славянский язык впервые была переведена святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в середине IX века. Название книги произошло от струнного музыкального инструмента, в сопровождении которого в древности пели молитвенные песнопения – псалмы. В одну книгу псалмы были объединены только в V  веке до Рождества Христова. Согласно древнему богослужебному порядку Псалтирь вначале делилась на пять частей. Современная Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм.  На Руси Псалтирь была обычно последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и часослова).

О значении Псалтири для духовной  жизни христианина проникновенно говорит праведный Иоанн Кронштадтский: «Где теперь чтение в домах богодухновенной Псалтири,  внушающей такую великую веру в Бога, такое крепкое упование на Бога в напастях, в болезнях, в бедах и скорбях и такую пламенную любовь к Богу? Где чтение богодухновенных псалмов, которое было любимым чтением наших предков, не простых только, но бояр и самих князей? Нет его: зато нет во многих веры, упования христианского и любви к Богу и ближнему, а есть безверие, отчаяние, ненависть. Нет пламенной молитвы, нет чистоты нравов, нет духа сокрушения о грехах и умиления, нет правды, мира и радости в Духе Святом. Большинство христиан проникнуты духом мира, духом журналов, газет и вообще светских писателей, кои сами проникнуты, в свою очередь, языческим, а не христианским духом  отрицания богодухновенности Священного Писания и  превозношения себя самих, своего гордого и напыщенного разума, духом житейской суеты. Богодухновенные песнопения Давида  руководят всех к молитве, преданности Богу,  славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают,  услаждают и укрепляют души верующие, прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься  к Богу;  и сладость их, польза  их для душ благочестивых неисчислима…».

Один инок спросил преподобного Арсения Великого, что ему делать, когда он, читая псалмы, не понимает их значения. Святой ответил, что следует продолжать чтение, потому что «бесы понимают и бегут».

«Не мози ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради… И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его» — святитель Василий Великий.

Духовное чтение. О пользе чтения Псалтири

В дни Великого поста необходимо обратить своё внимание, прежде всего, на духовное возрастание. Замечательным помощником в этом является чтение Псалтири, Евангелия, акафистов, житий святых. Вот что говорят об этом святые отцы.

Маркел — пресвитер скитский: « Поверьте, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Всё Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его, как Псалтирь».

Апостол Павел: «..Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Эф. 5,19-20)

Святитель Иоанн Златоуст: «Кто поёт псалмы, тот, хотя [бы] был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия и, хотя обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу.

Если ты впал в искушение, то почерпнёшь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдёшь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, — (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих… Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы [помыслы], убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».

Преподобный Ефрем Сирин: «Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. Псалом — радость боголюбцев: он отгоняет празднословие, прекращает смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами. Псалом делает светлыми праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца источает слёзы. Псалом — дело Ангелов, Небесное жительство, духовное кадило. Псалом — просвещение душ, освящение тел. Псалом — привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, приличное убранство женщинам. Псалмопение и молитва при смиренном помысле возвышают ум над недозволенными страстями и душу делают более мужественною к вожделению Небесных благ».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30


Комментирование закрыто.