Православная этика

Сретенские свечи

15 февраля – двунадесятый праздник Сретения Господня.  В этот день перед началом Божественной литургии совершается «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». Свечи эти так и называются – сретенские. Этот обычай пришел в Православную Церковь в 17 веке. Сретенская свеча символизирует Свет, принесённый Иисусом Христом на нашу землю.

Сретенские свечи отличаются от обычныхтолько чином освящения. Если простая церковная свеча освящается в любое время, то сретенская – только один раз в год. В старину сретенскую свечу хранили целый год в красном углу избы, за иконами,  или в сундуке с семейными реликвиями. Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается для возжжения её во время молитвы, особенно если молимся при решении важных жизненных проблем,  если мы заболели, если  нас одолели скорбь, печаль, а также  при явном действии демонских сил на человека. Многие верующие зажигают её во время грозы.

Нужно помнить о том, что любая церковная свеча — это жертва Богу.  Мы ставим её с молитвой:  «Прими, Господи,  жертву сию за рабов Твоих» (называем имя или имена тех, за кого ставим). Если свеча ставится какому-либо святому, то молимся: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас)» и перечисляем  имена.

Чтобы полнее и точнее понять значение церковной свечи, прочитайте слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному Огню Духа Святаго: Бог наш есть огнь поядаяй  (Евр. 12, 29)… Свеча или лампада напоминает нам о свете и огне духовном, например, о словах Господа:  «Я — Свет, пришедший в мир, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет»  (Иоан. 12, 46) …  Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живёшь,  то напрасна и жертва твоя Богу… Твоя свечка как бы жертва всесожжения Господу; да будет же она дар Богу от совершенного сердца».

По материалам православных изданий.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский о Великом посте

«Егда поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящееся» — Евангелие от Матфея 6, 16.

Начались святые дни Великого поста. Это время, когда каждому из нас необходимо, прежде всего, обратить внимание на свой внутренний мир, потрудиться во имя духовного возрастания. О том, каким должен стать Великий пост для нас, к чему мы должны стремиться в эти дни, говорили многие святые отцы. Вот как определяет святой праведный Иоанн Кронштадтский сущность поста в своём «Слове в неделю сыропустную». Предлагаем вашему вниманию выдержки  из проповеди.

«…Великий пост, — время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно, в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости и пользе поста.

Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?

— А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живём теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его?

Как не хотеть! Там, по верному и непреложному Слову Божию, живут во веки веков правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле — в продолжение немного более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься… Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные  должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных — тлению. На Небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там — Небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства, совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

… пост  усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под её тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к Небу; даёт место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, — мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе всё, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мёртв по своей душе…

… Кто постится по-христиански, разумно, свободно, тот, по неложному обещанию Господа, удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. «Отец твой,- сказал Спаситель об истинном постнике,- видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.

…Господь да поможет нам встретить пост с радостью. Аминь».

                                               По материалам православных сайтов.

Старец Иоанн Крестьянкин о духовной жизни и молитве

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — один из наиболее известных старцев Русской Православной Церкви конца XX — начала XI  вв. В 1966 году иерей Иоанн принял монашество, а с 1967 года стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где и подвизался до последнего дня своей жизни. Старец отошёл ко Господу  в 2006 году в возрасте 95 лет. Похоронен в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

Он оставил нам прекрасное духовное наследие. Высказывания великого старца отличаются удивительной глубиной и в то же время простотой, доступностью. В святые дни Великого поста особенно важно обратиться к мудрости святых отцов.

Духовная жизнь и молитва

 

Духовная жизнь – это труд упорный, нескончаемый на всю жизнь. И в этой борьбе бывают победы и поражения. Но всё превозможем о имени Иисусовом. И горе человеку, когда он вдруг по вражию наущению увидит себя вполне благополучным и довольным.

…как часто начинается страшнейшая подмена духовной жизни игрой в духовную жизнь.

В духовной жизни нет одного рецепта для всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе.

Душевный покой обретается только после борьбы со своими страстями.

…учиться молитве – дело долгое и труд великий, много надо терпения в этой школе. Но зато тому, кто перенесёт все тяготы этой науки, жизнь становится в радость о Господе. Начните сей труд с приобретения внимания к своим помыслам и умения мгновенно обратить покаянный вздох ко Господу. Да не думайте о себе высоко, и поможет Вам Господь.

«Если хочешь жить легко и до Бога близко, держи сердце высоко, а головку низко».

Чаще молитесь краткими молитвами: «Господи! Благослови!», «Господи! Помоги!», приучаясь всё в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью. А ещё примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной, как изволишь. Аминь».

Нет у нас цели заморить себя и истощить, а цель молитвы – научиться смиренно предавать себя воле Божией и терпеливо понести всё, что попускает Господь.

…Не впадайте в уныние, ибо оно отнимает силу у молитвы.

…молитесь о том, кому хотели бы помочь, и предавайте их Богу. У Него сила и власть – реальные, а наши – кажущиеся.

   По материалам православных изданий и сайтов.

Духовное чтение

В дни Великого поста Церковь указывает нам путь духовного шествия.

И открыт он в коротком и спасительном слове молитвы преподобного Ефрема Сирина. Молитва эта написана в IV веке. Она выделяется из всех молитв Великого поста. Когда её читают в храме, все преклоняют колени перед Владыкой и Господом в усердном молении.

Основной наш недуг – праздность, то есть лень, небрежность, нерадение. Плод праздности – уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Оно приводит к тому, что человек видит только плохое вокруг себя. Появляются недоверие, подозрительность, мнительность. Уныние – самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему. Любоначалие – это любовь к власти. Человек, далёкий от Бога, стремится поставить в центре всего своё «я». У такого только одно желание – подчинить себе людей, заставить считаться с собой, властвовать. Ему ничего не стоит ранить других безразличием, равнодушием, презрением, неуважением, неблагодарностью. Подкреплением духа праздности, уныния и любоначалия является празднословие. И праздность, и уныние, и любоначалие, и празднословие – преграда на пути к Богу, которую надо убрать. Не всегда человек может сам преодолеть их. И тогда мы обращаемся к Господу.

Первая часть молитвы преподобного Ефрема Сирина – крик из глубины нашей души о помощи. Потом мы молимся о том, что нам надо приобрести на пути к Богу. Прежде всего, это целомудрие. Чудесный плод целомудрия – смирение. Только смиренные могут жить по правде, видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Мы просим у Господа даровать нам также терпение. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся. Плод и венец наших подвигов – любовь. Проверяется она нашей способностью видеть свои грехи и не осуждать других. Одно без другого бессмысленно. Но для спасения души недостаточно только видеть грехи и даже каяться в них. Тот, кто не умеет не осуждать, не застрахован от  лютого врага – гордыни. Победить её в нас до конца поможет один Бог, но от нас требуется усилие, и мы являем его, читая молитву Ефрема Сирина. Благодать Божия, данная в ней, удержит нас от худого и неприятного, направит к миру. Старайтесь, чтобы каждое слово было осознано вами, дошло до сердца и ума. Тогда и жизнь, и отношения ваши с окружающими будут другими. Время идет с ужасающей быстротой, а наши деяния оставляют след в книге жизни – след осуждения или оправдания. Искренняя молитва, обращённая к Богу, поможет нам на пути нашего спасения.

По материалам православных изданий и сайтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


Комментирование закрыто.