Православная этика

О терпении

123О необходимости формировать в себе терпение говорили многие святые отцы. Так, например, преподобный Ефрем Сирин пишет об этом необходимом качестве следующее:

«Блажен тот, братия, кто приобрел терпение; потому что у терпения есть упование; упование же не посрамляет (Рим. 5, 5). Подлинно блажен и троекратно блажен тот, в ком есть терпение. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его (Наум. 1, 7). Терпение одно не бывает; но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным, в искушениях восхищается. Он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет; в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах неукоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях неугрюм, в попечении о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым Божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (Сир. 2, 14). Он возметается, как лист ветром, не переносит оскорбления, в скорбях впадает в беспечность. Его легко вовлечь в ссоры. Где нужно терпеть, там он ропщет. Где требуется послушание, там прекословит. В молитвах ленив, в бдениях расслаблен, в постах угрюм, в воздержании нерадив, в ответах медлителен, в делах неисправен, в лукавстве неодолим, в занятиях самоволен, в спорах мужествен, в безмолвии бессилен. В ком нет терпения, тот чужд всякого упования. Поэтому всякого, кто, подобно мне, нетерпелив, умоляю приобрести терпение, чтобы спастись».

Эти слова преподобного Ефрема Сирина, молитву которого мы читаем во время Великого поста, должны и могут стать духовным руководством для каждого из нас. О великой пользе терпения рассказывает и притча «Колодец»

«Однажды осел упал в колодец и стал громко кричать, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками: вытащить было невозможно.

Тогда он рассудил так: «Осел уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового и молодого. Колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы не убить двух зайцев: засыплю-ка я старый колодец  и ослика закопаю». Недолго думая, пригласил своих соседей, взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу понял, что к чему, и начал громко кричать, но люди не обращали внимания и продолжали свое дело. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, падавший на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время ослик оказался наверху и выпрыгнул». Поистине терпение  и труд все перетрут.

Терпение нужно выковать всю жизнь. Только терпеливый человек, который понес тяготы окружающих, может войти в Царствие Небесное.

По материалам православных изданий.

О грехе гордости

321233Одним из тяжких грехов, которому подвержены люди, является гордость, т. е. чрезмерно высокое мнение человека о себе и о своих достоинствах. Гордому не нравится, когда при нем хвалят других: ему хочется, чтобы хвалили только его. Он во всем оправдывает себя, а других во всем обвиняет, свой опыт считает единственно правильным и стремится всех поучать.

Как же побороть этот грех?

Помните о том, что гордым Бог противится, то есть  не исполняет их желаний. Гордый тщетно добивается чести, она бежит от него, потому что для достижения своей цели он поступает бесчестно: клевещет, завидует, хитрит, досадует, раздражается. Смирись, достигай хорошего законными путями, и Господь не будет тебе противиться, так как во благом исполняет желания рабов Своих.

Гордым Бог противится потому, что они думают только об удовлетворении своего честолюбия, но, когда появляются завистники, противники, когда приходят жизненные нестроения и скорби, они бывают не рады своему высокому положению: так много рядом тех, кто злорадствует.

Гордым Бог противится и потому, что они, достигнув одной чести, не бывают довольны, а стремятся к другой, и так без конца, пока несчастьем, бесчестием, тяжелой болезнью или смертью Бог не положит конец их гордыне.

Богатые и знатные больше других боятся неприятностей. Действительно, кто может потерять славу и богатство? Конечно, тот, кто их имеет. У кого больше завистников? Без сомнения, у богатых и знаменитых. Даже тот, кто считается другом, на деле оказывается врагом.

Земная слава и богатство не могут удовлетворить нашего бессмертного духа, стремящегося к своему первообразу – Творцу, Спасителю, Промыслителю. Нам надо заслужить не похвалу мира, а похвалу Божию. Что высоко у людей, то может быть мерзостью в очах нелицеприятного Господа и Судии по истине и правде.

Как избавиться от греха гордости?

Святые отцы учат нас этому:

«Видел я некогда все сети, раскинутые по земле врагом человеческого рода, и с глубоким вздохом сказал сам себе: кто может избежать их? – и я услышал в ответ мне голос, который произнес: «Смиренье!» преподобный Антоний Великий.

 «Не огорчайся на людей, выражающих свою гордость и спесь или злобу, изнеженность и нетерпение в отношении к тебе или другим; но, вспомнив, что и сам ты подвержен тем же и большим грехам и страстям, помолись за них и кротко обойдись с ними» — праведный  Иоанн Кронштадтский.

«Надменный и напыщенный не уподобляется ли надутому пузырю или человеку, страждущему водяной болезною и сильною опухолью! Не подобен ли он смешному дитяти, надувающему щеки?» — святитель Иоанн Златоуст.

Смирение божественно, непостижимо. По учению святых отцов оно уподобляет человека Ангелу. Об этом мы читаем и в Священном Писании:

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50,19)

«Смирихся, и спасе мя» (Пс.114,5)

«На кого воззрю? на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» (Ис.66,2).

«Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренным прославляется» (Сир. 3, 19-20).

 По материалам православных изданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30


Комментирование закрыто.