Православная этика

Православная этика. О грехе клеветы

аеввыНе случалось ли вам клеветать на ближнего? Вас обидели, оскорбили, и вот вы решили отомстить. Но как? Да очень просто: пустить про обидчика грязный слух, сплетню. Пусть потом отмывается, все равно пятно останется. А что же? Сам виноват!

Еще одна знакомая ситуация: при нас ведут грязный разговор о хорошем человеке, и мы понимаем, что это клевета, но при этом или молча слушаем, или поддакиваем. А ведь клевета – это нарушение  девятой Божией заповеди: «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна».

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто любит клевету, тот служит диаволу». Диавол – клеветник. Именно он клеветал первым людям, когда они были в раю, на Господа: «Вовсе не умрете, напротив, знает Бог, что как только вы вкусите плодов с запрещенного дерева, откроются у вас глаза, и вы будете, как боги, сами знать добро и зло». Диавол клеветал на Иова: «Разве Иов даром чтит Бога?», клевещет он и людям друг на друга, внушая ложные подозрения, стараясь перетолковать все в дурную сторону, возбуждая зависть, вражду, ссоры и раздоры между людьми.

Но не то же ли делает клеветник-человек, распуская слухи о ближнем, стараясь очернить его доброе имя? Страшный гнев Божий ждет клеветника в будущей жизни, но иногда Божий суд постигает  его еще здесь, на земле. В Святом Писании говорится: «Свидетель лжив без муки не будет, оклеветаяй же неправедно не убежит от нее» (Притч.19,5). В житиях святых мы читаем, что клеветники чаще всего наказываются беснованием: бес входит в клеветника, как в свой сосуд, и мучит его как своего раба.

Вот, например, рассказ из жизни святого Григория Неокесарийского. В юности он обучался в Александрийском училище и отличался необыкновенной скромностью, девственной чистотой. Его любили и уважали как товарищи, так и наставники. Когда он стал епископом, завистники решили опозорить его. Они подговорили падшую женщину оклеветать невинного. На глазах у многих она подошла к Григорию и потребовала платы за грех, который он, якобы сделал с нею. От стыда он потупил взор и только краснел. Блудница продолжала кричать, требуя денег. И  тогда святитель Григорий попросил друзей заплатить ей. Те отдали деньги – лишь только клеветница взяла их, тотчас на нее напал бес. Она упала на землю, страшно кричала, скрежетала зубами, испуская пену, так, что все пришли в ужас. Бес мучил ее до тех пор, пока святой Григорий не помолился о ней. Только тогда она получила исцеление.

Такое же страшное наказание ждет каждого клеветника.

 «Словесем твоим положи вес и меру и устам твоим сотвори дверь и затворы», — говорит ветхозаветный мудрец (Сир.28,29). А если не в силах этого сделать, то проси о том Господа, как просил царь Давид: «Положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устнех моих. Избави мя от клеветы человеческия» (Пс.140,3).

  По материалам православных изданий.

Изречения святого праведного Иоанна Кронштадтского

 Будь снисходителен и кроток

 Иоанн Кронштадский «Человек, озлобленный против нас, есть человек больной. Надо приложить к его сердцу пластырь-любовь: надо приласкать его, поговорить с ним с лаской, с любовью, и,  если в нем не закоренелая против нас злоба, а только временная вспышка, посмотрите, как сердце его или злоба его растает от нашей ласки и любви, как добро победит зло. Христианину нужно быть всегда благим, мудрым на то, чтобы благим побеждать злое».

 О молитве и покаянии

 «Молитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущества силы Божией, молитва — постоянное благодарственное настроение».

 «Учитесь молитьсяпринуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя».

«Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей».

«Христианину нужно ежедневное обновление чрез тайное покаяние, потому что всех растлевает грех, обольщающий нас бесчисленными миражами и прелестями своими: кто во Христе, тот новая тварь» (Кор. 5,17).

«Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4, 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением.  Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3, 6), то есть сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою».

О любви к врагам своим

«Ты ненавидишь врага — ты глуп… люби врага — и  ты будешь премудр».

«Надо помнить, что в том и христианская вера состоит, чтобы любить врагов».

О России

«Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира — как единая Церковь… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28


Комментирование закрыто.