Православная этика

       Православная этика. О грехе зависти

лентаНи от кого так не страдают люди в своих житейских отношениях, как от зависти. Как ржавчина и моль поедают и портят дорогие вещи, так от зависти более всего разрушаются дружба и родство. А самое страшное заключается в том, что этот порок разъедает и пожирает душу, в которой он зарождается.

Мы вообще привыкли не обращать внимания на свои мысленные грехи, мало бережем сердце от них, а ведь из них, как из семени, произрастают худые дела. Из всех наших греховных мыслей зависть – самое опасное и богопротивное чувство. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Зависть есть дщерь диавола, и, кто с нею сочетается, тому она ничего не принесет, кроме злобы, а злоба рождает смерть».

Именно этот грех был первоначальной причиной зла: «Завистию диаволею смерть вниде в мир» . Это действительно сатанинский грех, потому что в зависти прямо выражается вражда против Бога. Почему? Дары земного счастья подаются людям от Бога, и поэтому всякий, кого раздражает чужое благополучие, возмущается против Промысла Божия, а значит, становится на сторону Его врагов. Именно таких завистников диавол привлекает к себе, делает их своими чадами, потому что они, питая в своем сердце зависть и злобу, являются готовыми орудиями к совершению самых вопиющих грехов против ближнего. Святой апостол Иоанн говорит, что «всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца», он подобен Каину, который «был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин 3:12.). В такой же сатанинский грех впали иудейские старейшины, сделавшись врагами Божиими и Богоубийцами. Зависть вселилась в их души, зависть погубила их.

Подумайте, как гибельно и страшно это чувство, сколько мучений испытывают те, кого раздражают благополучие и слава ближнего. Они злятся, негодуют, возмущаются, а в результате терзают свое сердце, убивают душу. Для завистника существует лишь одно утешение: увидеть, что счастливый сделается несчастным, здоровый – больным, от удачливого отвернется везение. У одного мудреца спросили: «Отчего этот человек невесел?» — указывая на завистливого, который всегда ходил с пасмурным и скорбным лицом. «Оттого, — отвечал опытный знаток природы человеческой, — что либо ему приключилось какое несчастье, либо ближнему его посчастливилось». А святитель Василий Великий так сказал о завистниках: «Завистливых можно узнавать и по самому лицу: глаза у них тусклы, щеки впалы, брови нависли, душа, возмущенная страстью, не имеет верного суждения о предметах.. Как коршуны, пролетая мимо многих мест, приятных и благоухающих, стремятся к чему-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, так и завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападая на одно гнилое. И если кому случится в чем проступиться, они торопятся разгласить это».

О жестокой, разрушительной силе зависти говорили святые отцы.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Берегись зависти более от друзей, чем от врагов, потому что враг завидует явно, а друг – тайно».

«Зависть чаще всего ходит об руку с несправедливостью».

«Завистливые хуже зверей, ибо эти нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище или прежде бывают раздражены нами; а те, быв и облагодетельствованы, поступают часто с благодетелями, как с врагами».

«Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес. Какое же тебе будет прощение, какое оправдание!»

Святитель Филарет, архиепископ Черниговский:

«Зависть не дозволяет наслаждаться тем, что имеет, потому что терзается желанием того, что недостает».

«Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним или даже не превзошли его».

Святитель Кирилл, епископ Мелитопольский:

«Зависть к благу ближних поставляет нас во враждебные отношения к Богу, Которого суды и распоряжения мы позволяем себе судить и, может быть, осуждать».

Как же побороть в себе этот грех?

Завистливые и алчные помыслы рождаются в душе из-за нашей лености, испорченного сердца и нетвердой воли. Без труда и усилий нельзя получить ничего (по крайней мере, это удается немногим), а завистливые все основывают на одном своем желании. Оттого они, как говорит святой апостол Иаков, «желают – и не имеют, убивают и завидуют – не могут достигнуть» (Иак. 4:2).

Главное оружие против зависти — благоразумие и постоянное старание. Вот еще мудрое, полезное наставление преподобного Виссариона. Один брат, живущий с другими братьями, спросил авву: «Что мне делать?» Старец ответил ему: «Молчи и не меряйся с другими», т. е. избегай лишних разговоров и не сравнивай себя ни с кем. Сосредоточивайся сам в себе, за собой наблюдай, себя исправляй. Именно этим ты вернее всего достигнешь собственного мира, счастья и успеха.

                          По материалам православных изданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31


Комментирование закрыто.