Школа молитвы

В дни Великого поста Церковь указывает нам путь духовного шествия.

И открыт он в коротком и спасительном слове молитвы преподобного Ефрема Сирина.  Она выделяется из всех молитв Великого поста. Когда её читают в храме, все преклоняют колени перед Владыкой и Господом в усердном молении. Эта покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), по праву считается главной молитвой Великого поста и читается на постовых богослужениях.

Начало чтения этой молитвы приходится на среду и пятницу подготовительной к Великому посту —  Сырной седмицы. Она читается в храме на часах. Затем молитву Ефрема Сирина читают и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, а также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило — утренние и вечерние молитвы, а также другие молитвенные правила, читаемые по благословению или епитимии. В чём же спасительная сила этой молитвы?

 Основной наш недуг – праздность, то есть лень, небрежность, нерадение. Плод праздности – уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Оно приводит к тому, что человек видит только плохое вокруг себя. Появляются недоверие, подозрительность, мнительность. Уныние – самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему. Любоначалие – это любовь к власти. Человек, далёкий от Бога, стремится поставить в центре всего своё «я». У такого только одно желание – подчинить себе людей, заставить считаться с собой, властвовать. Ему ничего не стоит ранить других безразличием, равнодушием, презрением, неуважением, неблагодарностью. Подкреплением духа праздности, уныния и любоначалия является празднословие. И праздность, и уныние, и любоначалие, и празднословие – преграда на пути к Богу, которую надо убрать. Не всегда человек может сам преодолеть их. И тогда мы обращаемся к Господу.

 Первая часть молитвы преподобного Ефрема Сирина – крик из глубины нашей души о помощи. Потом мы молимся о том, что нам надо приобрести на пути к Богу. Прежде всего, это целомудрие. Чудесный плод целомудрия – смирение. Только смиренные могут жить по правде, видеть Божие величие, доброту и любовь ко всём. Мы просим у Господа даровать нам также терпение. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее становимся. Плод и венец наших подвигов – любовь. Проверяется она нашей способностью видеть свои грехи и не осуждать других. Одно без другого бессмысленно. Но для спасения души недостаточно только видеть грехи и даже каяться в них. Тот, кто не умеет не осуждать, не застрахован от  лютого врага – гордыни. Победить её в нас до конца поможет один Бог, но от нас требуется усилие, и мы являем его, читая молитву Ефрема Сирина. Благодать Божия, данная в ней, удержит нас от худого и неприятного, направит к миру. Старайтесь, чтобы каждое слово было осознано вами, дошло до сердца и ума. Тогда и жизнь, и отношения ваши с окружающими будут другими. Время идет с ужасающей быстротой, а наши деяния оставляют след в книге жизни – след осуждения или оправдания. Искренняя молитва, обращённая к Богу, поможет нам на пути нашего спасения.

                       По материалам православных изданий и сайтов.

  Школа молитвы

На страницах газеты «Возрождение», издаваемой приходом Успенской церкви города Советска (Кукарское благочиние),  мы познакомили наших читателей с 24 короткими молитвами  святителя Иоанна Златоуста. Они так проникновенны, наполнены такой высокой духовностью, что каждому верующему полезно знать их. Но сначала  мы предлагаем вам прочитать слова святителя Феофана Затворника.

 О молитвенном правиле

Молитве надо учиться. Надо приобрести навык к молитвенным оборотам мыслей и к движениям чувств: не только чтобы вычитать положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное настроение.

Первое: никогда не читайте с поспешностью, а как будто нараспев, растянуто. В древности, когда все молитвы брались из псалмов, они не читались, а пелись

 Второе: вникайте во всякое слово и не только мысль понимайте сознательно, но возбуждайте и соответствующее чувство.

Третье: чтобы пресечь желание читать поспешно, положите себе за правило вычитывать не то или другое, а постоять на молитве определённое время, скажем, четверть часа, полчаса, час…сколько обычно выстаиваете. И не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, а как прошло время; если нет охоты стоять далее, то и переставайте читать.

Четвёртое: расположив себя так, на часы не посматривайте, а становитесь, чтобы стоять без конца; тогда мысль не будет забегать вперёд.ъ

 Пятое: чтобы помочь движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы вашего правила и перечувствуйте их, чтобы, когда станете читать на правиле, вы бы знали наперёд, какое чувство должно быть возбуждено в сердце.

  Шестое: никогда не читайте положенные молитвы подряд, а всегда прерывайте своеличной молитвой с поклонами. Как только придёт что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило самое нужное и необходимое для воспитания молитвенного духа. Если какое-нибудь чувство будет очень сильным, вы с ним оставайтесь и кладите поклоны.

Молитвы творите не только утром и вечером, но, если будет возможность, и в любое время дня и кладите по несколько поклонов.  Когда  дела не позволяют полностью совершить молитвенное правило, то сократите его, а спешить никогда не нужно. Бог всюду есть. Встав, поблагодарите Его и своими словами испросите благословения на труды. К Богу никогда не обращайтесь кое-как, а всегда с великим благоговением.  Краткий, но сильный вопль из сердца —  вот что доходит к Нему! А это всегда можно сделать.

…Заучите напечатанные в молитвеннике молитвы и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву; чем меньше будете зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и, когда идете куда-либо или что-то делаете, а голова не занята, читайте их. Это ваша беседа с Богом.

   …Молитва есть внутреннее дело, а молитвенное правило – внешнее.  Но как без тела человек не полный человек, так и без молитвенного правила молитва не полна. То и другое надо  иметь и по силе исполнять. Неотложный закон: внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Сочетание этих трёх элементов молитвы составляет молитвенное правило. И тут руководителем должно быть благоразумие. Когда, где, сколько стоять на молитве и какие употреблять молитвы, это всякий может определить по своим обстоятельствам. Главное — всё  направлять к тому, чтобы как следует совершить внутреннюю молитву. Относительно же внутренней молитвы, надо стараться непрестанно молиться.

Что значит непрестанно молиться? Быть постоянно в молитвенном настроении — это значит обращать  свою мысль и чувство к Богу. Мысль о Боге —  о Его вездесущии, что Он везде есть, всё видит и всё держит в Своей власти. Чувство к Богу — страх Божий, любовь к Нему, ревностное желание во всём угождать Ему одному и избегать всего неугодного Ему, а главное —  беспрекословное предание себя Его святой воле и принятие всего случающегося с нами, как от руки Его непосредственно приходящего. Чувство к Богу можно иметь при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может отвлекаться на разные предметы, но и тут возможен навык не отступать от Бога, а заниматься всем, сознавая при этом присутствие Божие. Всю заботу надо направить на эти два предмета: мысли и чувство к Богу. Когда они есть, есть и молитва, хоть и без слов. Утреннее молитвословие для того и установлено, чтобы водрузить в сознание и сердце эти две вещи, а потом с ними выходить на все свои дальнейшие дела. Если утром положите это в душе, то и помолитесь как следует, даже если и не прочтёте все написанные молитвы.

Положим, что вы утром настроились так и начали дела. С первого шага начнутся впечатления от дел, вещей и лиц, отвлекающих душу от Бога. Как быть? Надо обновлять мысль и чувство внутренним обращением ума  и сердца к Богу. А для этого надо привыкнуть к коротенькой молитвочке и повторять её как можно чаще. Любая короткая молитва ведёт к этому. Самая лучшая из всех молитв — это к Господу Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!». Надо потрудиться, привыкнуть к ней и не оставлять её. Укоренившись, она будет непрестанным двигателем и предстоянием Богу мыслью и чувством. Вот вам вся программа молитвенного дела.

Начинающим надо, прежде всего, научиться молиться готовым молитвам, чтобы они усвоили себе мысли, чувства и молитвенные фразы. Ибо слово, обращаемое к Богу, должно быть благолепным. Когда учащийся в молитве достаточно в этом преуспел, тогда пусть молится не только чужими, но и своими словами.  Образец коротеньких обращений к Богу можно найти в 24-х молитовках святителя Иоанна Златоуста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Комментирование закрыто.