Школа молитвы

 ШКОЛА   МОЛИТВЫ

Каждый православный христианин постоянно обращается к Богу в молитве. А что такое молитва? Это общение души человека с Богом, с Небесным миром, это благоговейное обращение нашего ума и сердца к Господу, к Пресвятой Богородице и к угодникам Божиим – святым, которые почитаются нашей Церковью.

В православном катехизисе написано, что верующий, когда молится, должен, «во-первых, прославлять Бога за Его Божественные совершенства; во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния; в-третьих, просить Его о своих нуждах. Посему три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение».

Искренняя молитва имеет огромную силу. Вот что рассказывает об этом архимандрит Тихон (Шевкунов) – наместник Сретенского монастыря в Москве. «Поступивший в семинарию при нашем монастыре молодой человек (из алтайских немцев, ставший гражданином Германии) украл в монастыре из сейфа 180 тысяч долларов. Эти деньги долго копили, издавая книги, чтобы купить зерноуборочные комбайны для подъема разрушенного хозяйства, взятого нашим монастырем в Рязанской области. Так вот, он украл эти деньги и уехал в Германию. Уголовное дело в Генпрокуратуре завели, но сказали: «Батюшка, забудьте. Вора не найдут никогда. Он уже, как гражданин Германии, уехал через «зеленый коридор». А если даже найдут, Германия его России все равно не выдаст и деньги не отдаст». Мы сказали: «Тогда мы будем молиться». И стали молиться Матери Божией, Покровительнице нашего монастыря. Мы же не для себя просим вернуть эти деньги, не дачи себе строить, а чтобы людям помочь. Через две недели нам сообщают: воришку арестовали на границе! Его обыскали только потому, что он пересекал границу через три дня после 11 сентября 2001 года, после нападения на Нью-Йорк. Тогда немцы обыскивали всех подряд. Деньги он не смог декларировать, их отобрали до суда. Но от суда вор скрылся. Мне говорят: «Пока не будет суда, вам деньги не вернут, а суда не будет, пока он не явится в суд». Мы опять молимся и просим.

В связи с диалогом с Зарубежной Церковью я через год полетел в Мюнхен. В Германии 82 миллиона человек. Знаете, кого я первого там встретил?! Этого субчика! Я его схватил за руку и запер в местном православном монастыре. Звоню в Москву прокурору: «Я его поймал!» Он долго не мог поверить, но, когда понял, что все серьезно, говорит: «Срочно отпустите его! Вы задержали гражданина Германии, вас сейчас посадят в соответствии с немецкими законами!» Я ему отвечаю: «Не знаю насчет немецких законов, но мне его Господь в руки послал. Какие тут еще законы?» Созвонились с немецкой прокуратурой, с Интерполом. Полиция приехала. Все допытывались, как я его нашел. А я его не искал, это промысел Божий. Состоялся суд, и произошло так, что деньги нам вернули в наш престольный праздник – Пресвятой Богородицы, которой мы и молились. Работники прокуратуры и Интерпола были тогда под сильным впечатлением от всего случившегося и очень нам помогли».

Многие из нас не раз ощущали благодатную силу молитвы.

***

 Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение. Происходит оно оттого, что у нас ложное представление и о жизни, и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва в том, чтобы куда-то уединиться и забыть все и о ближнем, и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву.

                                      Митрополит Иоанн Сурожский.

Каждому человеку надо, прежде всего, научиться обращаться к Богу. И тем, кто только вступает на путь воцерковления, следует помнить, что это нелегкий труд. Особенно нелегко будет вначале. Но, приучив себя к молитве, вы почувствуете огромное облегчение.

Утром, проснувшись, мы произносим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!». Согласитесь, эти короткие молитвы запомнить несложно. Православный христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед едой и после ее, перед началом и по окончании любого дела.

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за прошедший день и просим сохранить нас во время ночи. Надо приучить себя не только просить у Бога помощи, но и благодарить Его за эту помощь.

Начинать следует с самых простых молитв.

Начальная молитва.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Во имя — именем, в честь, в славу: аминь — истина, правда.

Молитва эта называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

При начале каждого дела.

Господи, благослови!

Просим о прощении грехов.

Господи, помилуй!

Помилуй — будь милостив, прости.

Молитва эта очень древняя. Запомнить ее может любой. Произносить ее можно 3 раза (во славу Святой Троицы), 12 раз (просим у Господа благословения на каждый час дня и ночи) или 40 раз (для освящения нашей жизни).

Хвалебная молитва Господу Богу.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Слава — хвала.

В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.

Молитва мытаря.

Боже, милостив буди мне грешному.

Это молитва мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи Спасителя, которую Он однажды рассказал людям. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь. А мытарь, сознавая себя грешным, встал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: Боже, милостив буди мне грешному! Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фарисея

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

На современном русском языке эта молитва звучит так: «Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь». Но вряд ли кому-либо из нас необходим этот перевод. Слова этой молитвы близки и понятны всем.

Мы просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, чтобы Он простил наши грехи. Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании.

Молитва эта может произноситься короче: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» или еще короче: «Господи, помилуй!»

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

В переводе с церковно-славянского на русский эти слова звучат так: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души».

Мы просим, чтобы Дух Святой избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.

Трисвятое (ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

То есть: «Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам» ( примечание: сохранено церковное написание приставки – «без»).

Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий — Бог Сын; под словами: Святый Безсмертный — Бог Дух Святой. Молитва читается три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Ангельской песнью эта молитва называется потому, что ее воспевают святые ангелы перед престолом Божиим.

Славословие ко Пресвятой Троице

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради.

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи (Отче), прости нам грехи наши. Владыка (Сын Божий), прости беззакония наши. Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего

Прежде у Святой Троицы вместе, а потом у каждого Лица Святой Троицы мы порознь просим одного, хотя и в различных выражениях: избавления от грехов.

Молитва Господня    

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое. да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша , якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Отец наш небесный! Пусть прославиться имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших против нас. И не допусти нас до соблазна, но избавь нас от злого духа. Потому что Тебе принадлежит Царство, Сила и Слава — Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

Это — важнейшая молитва; потому-то она и читается часто в церкви во время богослужения. Она содержит призывание, семь прошений и славословие.

При подготовке материала использовались следующие труды:

«Толковый молитвенник», издано приходом во имя Преподобного Серафима Саровского.

Мы продолжаем знакомить вас с молитвами, которые обязательно должен знать каждый веруюший. В своих молитвах мы обращаемся к Господу, Богородице, к святым, а также к Пресвятой Троице. Мы уже рассказывали о молитве Пресвятой Троице: «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».

В честь трех Лиц Пресвятой Троицы мы читаем Ангельскую песнь Пресвятой Троице (Трисвятое): «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

(Безсмертный – это церковное написание слова с буквой «з»). Что означают слова молитвы? Крепкий — сильный; бессмертный — неумирающий, вечный. В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, но дает бессмертную жизнь людям.

Церковное предание сохранило историю о том, как эта молитва была дана людям. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Царь Феодосий II и народ обратились к Богу с молитвою. В это время случилось чудо. Один мальчик на виду у всех был поднят на небо, а потом невредимым спущен на землю. Он рассказал изумленным людям о том, что слышал, как на небе пели ангелы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Люди, повторив эту молитву, прибавили: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

Святые отцы советуют нам не забывать и о нашей благодарности Пресвятой Троице. Для этого есть молитва – Славословие Пресвятой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Слова эти означаютследующее: слава — хвала; ныне — теперь; присно — всегда; во веки веков — вечно, в бесконечные веки. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Комментирование закрыто.