Таинства

ЦЕРКОВНЫЕ   ТАИНСТВА

Важнейшую роль в жизни верующего человека играют Таинства — священные действия, через которые благодать, спасительная сила Божия тайным образом действует на человека. «Через Святые Таинства Церкви благодать изливается непреложно, как бы прямым путем в сердце христианина. Святые Таинства дарованы Церкви как знак неотлучного пребывания в ней Святого Духа и как свидетельство ее истинности. Благодаря им духовная и благодатная жизнь человека обретает Божественную (объективную) основу и в то же время меру и порядок. С внешней стороны Святые Таинства являются сочетанием особых священнодействий и молитв, среди которых некоторые называются совершительными (в отношении Таинств) и заключаются большей частью в призывании Святого Духа. Кроме того, для действительности Таинства требуется законный вершитель, епископ или священник, совершающий Таинства  от лица Церкви и вместе с нею. Церковная иерархия и Таинства неотделимы друг от друга. Приступать к Святым Таинствам следует с подготовкой, в подходящем состоянии духа, иначе духовный путь человека может стать мучительным и трудным, а кощунственное отношение к этому источнику благодати грозит прямой гибелью. В каждом Таинстве подается особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода», — так писал о сущности Святых Таинств и великом значении их для человека епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский).

Церковные таинства:

Крещение

Миропомазание

Причащение

Покаяние

Священство

Брак

Елеосвящение

Митрополит Московский Филарет так объяснял  значение каждого из семи Таинств:

«в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в Миропомазании получает благодать, духовно возвращающую и укрепляющую;

в Причащении питается духовно;

в Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов;

в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств;

в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей;

в Елеосвящении врачуется и от  болезней телесных, посредством исцеления от духовных».

Таинство Елеосвящения (Соборования)

Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто?  Давайте ответим на эти и другие вопросы, связанные с гтм, тем более что в дни Великого поста многие верующие хотят собороваться. Те, кто делает это постоянно, с радостью и ожиданием великой благодати идут в храм. Но есть и такие, которые, не зная сути этого Таинства, боятся собороваться, так как именно с Соборованием связано много нелепых предрассудков и суеверий.

Таинство Соборования  ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли»(Мк. VI, 13).   Святой апостол Иаков, определяя  значимость этого Таинства для духовной жизни христианина, говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и,  если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. V, 14, 15).

Соборование, или, как оно еще называется, Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.  Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными  болезнями, а также находящимися в тяжелом духовном состоянии (в унынии, скорби, в отчаянье), так как  причиной его могут быть нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Ведь большинство болезней являются следствием греха, а  сам грех – это духовная болезнь. При Елеосвящении человеку отпускаются  забытые грехи. Только стоит помнить, что имеются в виду действительно забытые грехи, а не те, о которых православный, стыдясь их, сознательно не назвал на исповеди или посчитал их незначительными или неважными, а потому не исповедался в них.  Но именно они могут стать причиной духовных страданий человека и привести к  телесным болезням.

Елеосвящение называется  Соборованием, так как в соответствии с церковным уставом оно совершается семью священнослужителями (то есть собором). Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, который совершает его от лица собора иереев, произносит все молитвы, совершает чтения и семикратно помазывает болящего.

Само последование Таинства состоит в том, что после определенных молитвословий священнослужителя читают  семь различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином.  После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его текстом вниз, кладет (как бы исцеляющую руку Самого Спасителя) на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов.

В дни Великого поста совершается общее соборование. Те верующие, кто хотя бы раз был на таком общем соборовании,  обязательно приходят и в следующий год, потому что невозможно передать те чувства, которые испытывает человек во время совершения этого Таинства. Вот его порядок.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни. Во время помазания звучат слова молитвы: «Услыши ны, Боже, услыши ны, Владыко, услыши ны, Святый. Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый. Исцели ны, Боже, исцели ны, Владыко, исцели ны, Святый».

Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Своей притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).

Звучат песнопения —  это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из Посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего». Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение».

К сожалению, с Таинством Соборования связано множество предрассудков, которые никак не могут  быть признаны, как и всякие суеверия, Святой Церковью. Так, например, многие считают, что Соборование совершается только в отношении умирающих, что после Соборования навсегда запрещается супружеская жизнь, что ни в коем случае уже нельзя есть мясные продукты и так далее. Все это неправда.

Вот что писал в связи с этими суевериями и предрассудками православный писатель XIX века Евгений Поселянин: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу  прибегать к Соборованию». К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

Общее Елеосвящение совершается в те дни, которые христианами избираются преимущественно для исповеди и приобщения Святых Христовых Тайн. Такими днями являются дни Великого поста.

После Таинства Соборования православные, как правило, стараются исповедаться и причаститься.

Елей, взятый в храме после Соборования, можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить на себя крестообразно.

ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ БУДЕТ СОВЕРШАТЬСЯ: В ХРАМЕ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ 15 АПРЕЛЯ, С 9 ЧАСОВ. В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ — В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ, 20 АПРЕЛЯ, С 9 ЧАСОВ.

Страницы: 1 2


Комментирование закрыто.