Новости благочиния

7 сентября в Советске прошла Ивановская ярмарка

Православная слобода Кукарка  (ныне город Советск) была одним из наиболее развитых поселений Вятской губернии.  Наши купцы  отправляли свои товары в Нижний Новгород, Астрахань, Вятку и в другие города Российской империи.  На традиционные кукарские ярмарки продавцы и покупатели приезжали, можно сказать, со всей России. А ярмарок, кроме еженедельных базаров по воскресеньям и четвергам,  было несколько. Это  Никольская ярмарка, проходившая  с 6 по 20 декабря,  Рождественская – с 23 по 25 декабря (даты даны по старому стилю). Ещё  одна ярмарка  проходила в мясопустную неделю в селе Жерновые Горы  (сейчас это заречная часть города). Самым большим спросом на ней пользовались лошади.

 Но особенно популярной и известной на сотни верст в округе была Ивановская ярмарка.  Почему именно она? Дело в том, что история православной слободы началась с основания в селе Жерновые Горы Иоанно-Предтеченского монастыря. Произошло  это в  XVI  веке, а  в период между 1668 и 1690 годами монастырь был переведён в Кукарку под защиту  её  жителей.  Иванов день, как всегда называли в народе день Усекновения  главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,  является престольным праздником Покровской церкви. Именно поэтому Ивановская ярмарка стала главной. До 1831 года она проходила в виде торжка, но потом крестьяне, занимающиеся торговлей, обратились  в Вятскую удельную контору с просьбой об открытии ярмарки.  И решение было принято: «Губернское правление определило: в слободе Кукарке просимую тамошними поселянами ярмарку каждогодно с 29 августа по 15 сентября учредить и в честь Иванова дня назвать»  (даты даны по старому стилю).  Ярмарка была очень богатой. Продавали чай, сахар, шёлк, меха, кожу, разные виды масла, холст, посуду – всего не перечесть. Приезжали сюда и скупщики знаменитого кукарского кружева.  В  «Вятских губернских ведомостях»  писали: «Для торговли в Кукарке  устроено много лавок на площади, из которых каменный корпус принадлежит Уделу, а два деревянных – обывателям. При главной        колокольне на церковный капитал выстроен  двухэтажный каменный корпус лавок, в котором торгуют красным товаром не менее как на пятьсот тысяч рублей в год. На пристани при реке Пижме находятся лабазы, в которых складываются соль и лесные изделия» (1838 год).

Ивановская ярмарка в Советске существовала и в XX столетии. Многие коренные жители нашего города помнят рассказы своих родителей, бабушек и дедушек о том,  какой она была, об огромных ярмарочных рядах, изобилии товаров. Наш знаменитый земляк, народный артист СССР, солист Большого театра Александр Филиппович Ведерников вспоминал: «А какие ярмарки у нас были!  С каруселями, плясками, гармошками,  яркими, нарядными костюмами и радостной цветной кипенью – необыкновенными расписными глиняными и деревянными игрушками. Сколько  там было всяких дуг, колёс, диковинных резных ложек! Так вся эта красота  тогда в меня и вошла. Ещё скажу: ярмарка в Кукарке превращалась каждый раз в удивительный, сказочный праздник, какой сегодняшним людям, молодежи тем более, не снился. Благодарен судьбе, что застал то время, когда бытовали ещё народные обычаи, обряды».

К сожалению, в тяжелейшие годы общественных потрясений в нашей стране ярмарка постепенно сошла на нет. Но ведь недаром мы вновь и вновь вспоминаем слова о том, что обязательно приходит время собирать камни.  И  вот уже снова Ивановская  ярмарка  каждый год собирает  жителей и гостей нашего города.

По сложившейся православной традиции всякое доброе дело начинается с благословения батюшки.  Вот и 7 сентября благочинный Кукарского церковного округа, настоятель  прихода Покровской церкви  иерей Николай Андреев  сердечно поздравил собравшихся с добрым делом, которое возрождается усилиями  руководителей города и района: «Дорогие братья и сестры! Присоединяюсь к поздравлениям главы района Сергея Аркадьевича! Сердечно поздравляю вас с открытием Ивановской ярмарки! Отрадно, что в наше время возрождаются и сохраняются культурные традиции нашего народа! Ивановская ярмарка приурочена к окончанию празднования Успения Пресвятой Богородицы. По давней традиции, после празднования Успения Божией Матери совершался сбор урожая. Народ стремился в храмы возблагодарить Бога за собранный урожай, на улицах устраивались ярмарки. Следующий праздник, который совершает Святая Церковь вслед за Успением, это праздник Усекновения главы честнаго славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и, поскольку в этот день уставом Церкви предписывается строгий пост, ярмарки всегда старались совершать до наступления праздника. Возрождая традиции нашего народа, нужно и нам учиться благодарить Бога, чтобы благословение Божие всегда пребывало с нами! С праздником!».

При подготовке материала использовались документы,

предоставленные Ниной Михайловной Жабкиной.

11 сентября была совершена панихида по Марии убиенной

11 сентября, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,  была совершена панихида по местночтимой праведнице Марии убиенной на месте её захоронения (деревня Лядово).  Богослужение возглавил благочинный Кукарского церковного округа, настоятель прихода храма Покрова Божией  Матери иерей Николай Андреев. Сослужил ему настоятель прихода Успенской церкви митрофорный протоиерей Пётр Ковальский. Десятки прихожан молились святой, чьё имя в течение нескольких столетий было известно не только на нашей богохранимой Кукарской земле, но и в окрестных  уездах и даже в близких и дальних губерниях.

Обращаясь к прихожанам, отец Николай сказал: «Дорогие братья и сестры! Сердечно благодарю вас за участие в богослужении. Мы  с вами молились сегодня здесь — на совершенно особенном для нашей Кукарской земли месте. Оно стало почитаться верующими ещё в ХVII веке. Здесь погребено тело праведницы Марии убиенной. В 1650 году наши предки над местом погребения Марии возвели часовню. В прежние времена ежегодно из Троицкого собора слободы Кукарки совершался крестный ход и молебное пение с участием 10-15 тысяч человек. Люди приходили сюда не только из соседних селений, но и из других губерний. Верующие обращались к праведнице в скорбях, болезнях, молились и получали помощь Божию и утешение.

Не оставляет нас своим заступничеством праведница и сегодня. Свидетельство этому — то количество людей, которые приходят к месту её погребения. Существует народная мудрость: «К пустому колодцу за водой не ходят». Почитание праведников  есть неотъемлемая часть Священного Предания Церкви. Для человека верующего праведники являются живыми носителями истинной веры, чья жизнь служит высоким нравственным примером и ориентиром. Кроме того, Церковь верит, что «праведники во веки живут»,  тем самым свидетельствуя, что они не умирают, но продолжают жить в Церкви. Будем молиться о том, чтобы Господь помог нам возродить эту добрую традицию на Кукарской земле — совершать крестный ход к месту погребения Марии убиенной. «Невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27)».

Сегодня священнослужители Кукарского благочиния хотят возродить крестный ход: ведь память о Марии убиенной жива, и люди приходят на место её погребения, чтоб помолиться праведнице. Вот и в этот ясный сентябрьский день на панихиде молились десятки прихожан Успенского и Покровского храмов. Над бескрайними нашими вятскими лугами и лесами, над красавицей речкой звучали  поминальные песнопения, исполненные глубокого духовного содержания, заставляющие нас ещё раз задуматься о том, что земная жизнь конечна и надо достойно прожить её по заповедям, дарованным нам Господом Иисусом Христом, принести в мир хоть капельку добра. И даст Бог, маленький ручеёк из десятков верующих превратится в могучую реку тех, кто придёт, как встарь наши прадеды, туда, где отошла ко Господу Мария убиенная. Придут люди, чтобы  поклониться тем, благодаря кому утвердилась вера православная в этих краях, когда-то населённых язычниками.

Пресс-служба Кукарского благочиния.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Комментирование закрыто.