Храмы благочиния

Троицкий Собор слободы Кукарки

ТроицкийИстория православной слободы Кукарки (в настоящее время город Советск Кировской области) начинается с Иоанно-Предтеченского монастыря, который вначале (с 1594 года — этот год считается годом основания слободы  Кукарки – города Советска) был расположен в селе Жерновые Горы (современная заречная часть города), а затем был переведен в саму слободу и получил название Покровского монастыря. Главный собор этого монастыря, Покровский, был кафедральным храмом.  С ликвидацией Покровского монастыря кафедральным храмом становится Троицкий собор, который  поражал всех своим великолепием, красотой, изумительной строгостью, сочетавшейся с  прекрасным внешним декором. Православная слобода Кукарка  (ныне Советск) расположена на реках Пижме и Вятке. Реки, как всем нам хорошо известно из истории государства Российского,  были в те времена основными торговыми путями. Выгодное географическое положение  давало возможность  кукарским купцам торговать своими товарами в разных городах России, а потому ее жители  были людьми небедными. Они не жалели денег на строительство и благоукрашение своих церквей, которых в слободе было 5 (еще одна,   Спасо-Преображенская церковь,  входила в ансамбль Троицкого собора).

Троицкая церковь в начале XVII  века была деревянной, потом она сгорела. В 1761 году был построен каменный Троицкий собор, но он был небольшим, а потому в 1818 году было решено построить новый собор, который должен был стать поистине великолепным. Так и случилось. Проект собора был выполнен  в Петербурге, в канцелярии Его Императорского Величества.   На строительство храма  было израсходовано более трех миллионов кирпичей. Строительство обошлось в 200 тысяч рублей. А покупательная стоимость рубля в 1823-1843 годах составляла 1200 современных рублей. Нехитрые математические расчеты позволяют  понять: по современным меркам  на строительство собора было израсходовано  более 200 миллионов рублей! Собор получился великолепным, очень красивым как снаружи, так и изнутри. Каждая сторона храма была длиной более 38 метров, высота вместе с крестом – более 55 метров. Так как в Кукарке добывали опочный камень, который отлично поддается обработке, местные мастера использовали его для  внешнего оформления храма. Три иконостаса были позолочены, украшены декоративной резьбой. Приделы  —  в честь Святой Троицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого благоверного князя Александра Невского. Рядом с собором находились две колокольни, высота которых поражала воображение жителей слободы: около 66 метров. Стоял собор на высоком правом берегу Пижмы, с которого открывалась великолепная панорама: заливные луга, а за ними река Вятка.  Хорошо видны были и бескрайние сосновые леса, которые простираются на многие-многие километры по левобережью Вятки. Во время разлива Пижма и Вятка сливаются, образуя бескрайнее море. Выйдя из храма, люди видели, насколько прекрасен этот мир, созданный Господом.

К сожалению, судьба Троицкого собора ничем не отличается от судеб тысяч русских православных храмов: в 30-е годы храм был разрушен.  Какое-то время колокольни использовали как вышки для прыжков с парашютом, потом их  и купол взорвали.   Сегодня мы только с сожалением и болью можем видеть на старинных фотографиях, каким был наш Троицкий собор.

Вознесенская церковь села Ильинск Советского района

 DSCN132311«В земле той поля великие, и зело преизобильные и гобзующе на всякие плоды; тако же и дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты; хлебов же всяких такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно: аки бы на подобие множество звезд небесных, тако же и скотов различных стад бесчисленное множество; а мало за тем дал ем соболей множество такожде и медов; не вем, где бы под солнцем больше было». Как вы думаете, о каком крае написал эти слова известный политический деятель эпохи Иоанна Грозного князь Андрей Михайлович Курбский?  Представьте себе, что именно таким увидел знатный вельможа наш Вятский край. Он побывал  на правобережье  Вятки во время так называемой  «черемисской войны» и был удивлен богатством и изобилием этих мест, трудолюбием.

После ликвидации Казанского ханства русским царем Иваном Грозным русская колонизация понизовых вятских земель шла очень быстро. В XVI веке Вятская земля стала одним из крупных хлебных районов Московского государства.  Современники считали Вятскую землю краем изобилия. Этому способствовали и природные богатства, благодаря которым наши прадеды занимались рыболовством, охотой, разнообразными лесными  промыслами.    Русские поселенцы, осваивая новые земли,  обязательно воздвигали православные храмы. Не стало исключением и село Ильинское.

Вознесенская церковь впервые упоминается в 1652 году.  Как сообщают исторические хроники, вначале это была деревянная церковь, которую уничтожил пожар. Снова построили церковь из дерева – и опять пожар.  И в третий раз построили деревянную церковь, которая простояла достаточно долго.5 февраля 1731 года Казанский митрополит Сильвестр дал храмоздатную грамоту, позволившую  разломать ветхую деревянную церковь и  вместо нее построить каменную во имя Вознесения Господня с приделом в честь святого пророка Илии. 4 октября 1737 года придел был освящен. Благочестивые жители села Ильинское, воздвигнув каменный храм, стремились благоустроить, украсить свою излюбленную святыню. Так как село развивалось, жители его были людьми небедными,  они захотели построить более величественный храм, и в 1808 году было получено разрешение на строительство  нового каменного храма, который был освящен 18 сентября 1818. Церковь строилась не в один прием: сначала купольная часть и теплая церковь, затем колокольня, которая долгое время стояла отдельно, а позднее соединена коридором с теплым храмом.

Каким же он был красивым и величественным, этот новый храм!

В теплом храме  две колонны поддерживали крестовосводчатое арочное перекрытие, что создавало впечатление необычайного простора и света, который лился в многочисленные великолепные окна. Стены украшала роспись на библейские темы. Богатый кирпичный внешний декор с лепниной и резные карнизы из местной опоки делали Вознесенский храм праздничным, нарядным, торжественным. Церковная ограда тоже была добротной, кирпичной. В древнерусском стиле был оформлен вход в церковную ограду, который представлял собой архитектурный ансамбль с колоннами, арками, декорированный резной опокой с нишами для икон. С северо-восточной стороны на углу ограды стояла часовня в виде башни.  Даже сегодня, после многих лет надругательства над храмом и его разрушения, он поражает своим былым величием.

День освящения нового храма стал настоящим праздником для жителей не только самого села, но и многочисленных окрестных деревень! Сколько их было, не перечислить! 48 деревень и 23 починка объединяли 2484 хозяйства.  И не один-два домика, как сейчас, а десятки добротных крестьянских домов были в каждой деревне. На праздник пришли все: и дети, и старики. Тех, кто и ходить  уже не мог, везли. Вот какой была тогда вера в нашем народе!В церковь ходили все и стремились сделать достойные пожертвования, украсить дорогое каждому место. Больше века в Вознесенской церкви шли богослужения, но 1917 год изменил все. Судьба  храма  была предопределена: дни  его были сочтены. Сначала церковь передали общине верующих, а потом, когда по стране прокатилась волна воинствующего атеизма, началась  жестокая и циничная борьба с проявлениями даже самой малой искорки веры.  30 мая 1941 года Кировский облисполком выносит  постановление № 720 о закрытии Ильинской церкви и использовании ее под школу. Изымается все имущество;  все церковное убранство превращается в лом меди, серебра, в макулатуру.   Иконы и иконостасы уходят на дрова. А ведь в церкви были настоящие сокровища и в духовном, и в материальном смысле:  более 200 икон, одиннадцать колоколов общим весом 3638 кг. Самый большой весил 165 пудов 25 фунтов (2700 кг.)  А еще более 300 предметов церковной утвари, из них 26 серебряных, некоторые с позолотой, в том числе потир весом 1кг.200г. Дискосы, звездицы, дарохранительницы, лампады, ковчег, кресты, подсвечники, венцы из меди, бронзы, латуни. Золотое и серебряное шитье, церковное одеяние, хоругви, мебель, ковры, покрывала.  Евангелия 1826 и 1848годов, дароносица 1802г.  Не перечислить все то, что веками сохранялось нашими православными прадедами. Невозможно без содрогания и ужаса читать сегодня  то, что было записано в договоре о передаче церковного имущества Советским райфинотделом швейно-трикотажному и обувному комбинату 9 января 1942 года: «Деревянные иконы, не имеющие позолоты, в количестве 46 штук,  крест деревянный, запрестольные иконы- 7 шт., разные иконы из-под медных риз – 15 и иконы разные деревянные – 76 штук как не имеющие ценности должны быть переработаны и уничтожены как топливо». Иконы, перед которыми  верующие молились в течение нескольких столетий, превращены в дрова!

Швейный комбинат, мастерские, склады –чего только не было за долгие десятилетия в этом святом месте! Но и этого показалось мало! Церковь-то стояла, а жители Ильинска, проходя мимо нее, украдкой крестились. Вот и решили  власти: с этим надо что-то делать! И сделали!15 января 1959 года Советский райисполком своим распоряжением разрешает «изменить внешний вид церкви». Изменить?  Перестроить, разобрать, чтоб и следа не осталось!  Но ведь ничего не получилось! Вот как это было.

Из воспоминаний Софроновой Капитолины Дмитриевны  (1906 – 1992 гг.), бывшей учительницы Ильинской школы: «Я была единственным ребенком в семье. Мама была неграмотная. Папа работал бригадиром в колхозе. Помню, что много вычислений по урожаю, по расходам мог делать в уме. Видимо, эти математические способности проявились и во мне. Я 42 года проработала учителем математики. Недалеко от нашего дома, через дорогу,  стоял дом церковного служителя Андрея Ильича. У них не было своих детей. Они с женой часто приглашали меня в гости. Занимались со мной, угощали. А потом попросили разрешение у моих родителей принимать участие в моем воспитании и обучении. И я практически жила на два дома. Поэтому быт и жизнь семьи церковнослужителей были мне близки. Я много слышала и узнавала о церкви, о вере, которую пронесла в своем сердце через всю свою жизнь.  Наша Вознесенская церковь была одной из крупных и красивых в округе. На праздники в ней собирались сотни людей. Службы были яркие, запоминающиеся. Было много икон и красивых фресок, завораживающее пение под высокими сводами. Но  сохранились в памяти и тяжелые воспоминания. Нашу церковь, как и многие другие, решили разрушить. Начали с колокольни. Она была высокая. К верхнему третьему ярусу прикрепили длинные тросы и начали тянуть дизельными тракторами. Страшный рокот техники сливался  с плачем и молитвами прихожан, которые собрались у своей церкви. Как сейчас перед глазами: мужчины и женщины стоят на коленях в плаче, подняв руки кверху, просят остановить это ужасное действие. Сброшены колокола, не выдержал и верхний ярус, упал, рассыпавшись на мелкие части. В тот момент казалось,что все кругом замерло. И, когда стих шум и улеглась пыль, наступила тишина и оцепенение людей. Остальная часть колокольни не поддалась разрушению, выдержала  и сохранилась до нашего времени.  Тяжело было видеть, как постепенно наша церковь превращалась в склады, гаражи, кузницы, чернели стены, исчезали фрески, портился внешний вид. Но, несмотря на это, вера в людях сохранилась, и церковь остается живой. И может многим поколениям придать силы и надежду на лучшее».  Капитолина Дмитриевна смогла сохранить свою веру на долгие годы, свято берегла православные традиции. Даже в самые трудные атеистические времена, она, учитель, праздновала и Пасху, и Троицу, и Рождество. Ирина Владимировна Мешкова , ее внучка (сейчас она директор Ильинской школы) вспоминает, как бабушка красила пасхальные яйца и строго-настрого наказывала никому об этом не рассказывать.  Капитолина Дмитриевна была свидетелем того, как разрушалась церковь, как в 1976 году на мельнице, которую разместили в коридоре между колокольней и теплой церковью, произошел пожар. Деревянная обрешетка кровли купола дымила несколько дней, пока пожарные ее не разрушили. После этого пожара купол остался обнаженным и под воздействием дождя, снега и мороза разрушался, покрывался мхом и травой. Большая часть штукатурки с росписями обрушилась, а оставшаяся была покрыта копотью.  Как же было больно смотреть на все это верующим, но они молились и надеялись на то, что придут другие времена, что опять  благословенный колокольный звон поплывет над селом, что вновь откроются церковные ворота. Так и случилось.

В ноябре 2000 года  искореженное здание Вознесенской  церкви передано воссозданной в Ильинске общине верующих.  Благочинный  Советского  (сейчас Кукарского) округа протоиерей Петр Ковальский  начал работы по восстановлению храма. Ирина Владимировна Мешкова вспоминает, как это было:  чтобы очистить церковь от тонн разного храма,  верующие приходили без всякого напоминания или просьбы. Часто бывало и так, что поздно вечером какая-то семья с детьми, бабушками-дедушками шла  потрудиться в церковь. Прекрасно то, что сегодня  взрослым прихожанам помогают дети. Ирина Владимировна рассказывает, что на ее просьбу выполнить какую-либо работу в храме  школьники отзываются мгновенно, никого не приходится просить дважды. При этом ребят никто не принуждает.

Работы по восстановлению Вознесенской церкви продолжаются и сегодня.  С чувством огромной благодарности и признательности прихожане говорят об иерее Иоанне Ковальском, который в течение нескольких лет занимался  восстановительными работами. Сейчас  их организует благочинный Кукарского округа иерей Михаил Ковальский.  Работы эти стали возможны благодаря пожертвованиям уроженца Ильинска Павла Александровича Михеева и, конечно, многих жителей нашего района.

Казанско-Богородицкая церковь

1_html_a2d0f6cВ дни  великих бед и скорбей православные всегда обращались к  помощи и заступничеству Пресвятой Богородицы. Служили молебны перед Ее святыми образами. Одной из наиболее чтимых в России является Казанская икона.  В честь этой иконы воздвигнуты многие храмы. В православной слободе Кукарке тоже были построены церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Удивительной красотой, изяществом отличалась церковь в селе Жерновогорье  (сейчас это заречная часть города Советска). На сельском сходе жителей Жерновых Гор, который состоялся 12 июля 1859 года, было принято решение об организации прихода. 29 июля 1860 года Указом  Синода приход был основан.  В это же время был освящен молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая была вновь освящена 24 февраля 1861 года. Ее назвали в честь Казанской иконы Божией Матери.  Но жители села решили, что церковь должна быть каменной и величественной.  Строительство храма началось 10 июня 1873 года. Уже в ноябре 1880 года старейший из местных батюшек, протоиерей Вознесенской церкви (село Ильинск) Михаил Тронин, освятил центральный придел в честь Казанской иконы. Правый придел в честь пророка Илии освящен 15 декабря 1886 года, левый, Сретенский,  — 1 февраля 1887 года.

Строительство Казанско-Богородицкой церкви стало общенародным делом. Купцы и состоятельные горожане жертвовали деньги, а те прихожане, у кого денег не было, безвозмездно трудились: носили песок, глину, качали воду. Заготовляли лес, пилили доски и т.д.  На деньги церковного старосты, купца 1-й гильдии Николая  Дмитриевича Якимова, вятским мастером  Ильиным был изготовлен иконостас, который  не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало  гармонию с белокаменным узорочьем фасада церкви. Иконы написал нижегородский живописец Салабанов.   Самый большой колокол, пожертвованный Дмитрием Барбашиным, весил 1670 килограммов и стоил 7724 рубля 6 копеек.  Другие колокола были отлиты на средства Богомолова, Старостина, Милютина, Елькина. Архитектурный ансамбль храма, выполненного из красного кирпича с декором из белой опоки,  завершала железная ограда на опочном цоколе, с опочными точеными столбиками, увенчанными глазурованными голубыми  шарами

День освящения храма стал настоящим праздником не только для жителей Жерновогорья, но и всей слободы. Об этом писала и губернская пресса: «Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося  на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а длина и ширина – по 25 метров. В день открытия весь храм был в огнях.  Яркий свет из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав,  наполнял интерьер светом, чисто светской жизнерадостностью;  блики солнца преломлялись в витражах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломлялись в ажурных завитках трехъярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38 свечами».

Этот храм был одним из самых красивых в России. Так, например, обер-прокурор Священного Синода, граф Д.А.Толстой,  посетивший Жерновогорье,  был поражен красотой церкви.  По его словам, он не видел на Руси храма, так богато украшенного опочными колоннами, карнизами и другими фигурами. А в Санкт-Петербурге  была выпущена почтовая открытка с изображением Казанско-Богородицкой церкви.

Трагична судьба этой святыни. В 1938 году церковь разобрали на стройматериалы.  Кирпич отправили в Киров и использовали на строительство дома для работников  Вятского речного пароходства. Железную крышу раздали по частям предприятиям Советска. Как будто надругаясь над святыней, на месте церкви построили городскую баню. Правда, верующие старались туда не ходить.  Да и просуществовала она совсем недолго. Святое место не должно быть осквернено.

Церкви в честь Казанской иконы Божией Матери были также в селах Васильково и Колобово.  Церковь в селе Васильково была построена в 1798 году. Она сохранилась, хотя после революции 1917 года ее дважды закрывали (в 30-е и 60-е годы XX века).  Сейчас церковь вновь открыта для верующих. Настоятелем ее является иерей Иоанн Ковальский. Церковь в селе Колобово, которая являлась самым древним русским поселением в  районе (1423 год),  строилась с 1796 по 1803 год. Более века здесь молились православные русские люди, более века здесь звучало слово Божие. Но пришли черные времена. Постановлением Кировского облисполкома от 20 декабря 1939 года церковь была закрыта.  Она, как и многие другие храмы, стала безмолвным свидетелем нашего варварства. Но наступит час, и под ее сводами вновь зазвучат церковные песнопения. Сюда обязательно придут потомки тех, кто хотел, но так и не смог уничтожить православную веру. Придут, чтобы принести покаяние, чтобы замолить страшный грех своих предков.

Троицкая церковь (поселок Верхошижемье)

c0cee9b7bf215f72375577253ba37881-1Из истории храма 
(по материалам краеведа Натальи Егоровой)

Cтроительство каменного сооружения началось в 1790 году. Троицкую церковь в Верхошижемье относят к числу редких в творчестве вятского губернского архитектора Ф. М. Рослякова церквей типа ротонды.

Начиналось строительство не очень гладко. Сохранилась жалоба священнослужителя. Она повествует, что мастер кирпичных дел Ярофей Коробов «выделал» кирпича только 80 тысяч штук вместо 150 и нанялся в соседнее село Илгань на строительство храма за более дорогую оплату. Там тоже готовились к возведению церкви, строительство ее началось на год раньше. Епископ Вятский Лаврентий добился через управу благочиния «принудить» Ярофея делать кирпич. Договорную цену при этом повысили, все окончилось благополучно, и к октябрю 1793 года здание выстроено, освящен придел в честь пророка Ильи.

Проект на строительство колокольни составлен в 1800 году, а строительство колокольни завершено в 1823 году. Еще до окончания всех работ были позолочены главы с крестами. В 1834 году прихожане собрали деньги на переливку 44-пудового колокола с добавлением к нему 106 пудов меди для улучшения звучания. Всего же насчитывалось 14 колоколов. До середины 19 века колокольня стояла отдельно. Затем ее соединили с церковью переходом.

…Последние сведения о ремонте церкви снаружи относятся к 1903 году. Фотография, где запечатлен подъем креста, по всей вероятности, относится именно к этому периоду. Крест водружают на место после обновления позолоты. Еще не убраны леса после декоративного ремонта стен. Более никаких исторических сведений по поводу этой фотографии не сохранилось. В 1917 Троицкая церковь была национализирована. Через два года Совдеп передал ее в пользование верующим жителям села. Службы продолжались, но не так долго. В конце лета 1930 года советское начальство учинило гонение на церковь. Была разрушена колокольня. Позднее у теплой церкви снесли венчание. Здание было перестроено. Пять десятилетий в нем располагался Дом культуры.

Страницы: 1 2


Комментирование закрыто.