Иконы наших храмов

Державная икона Пресвятой Богородицы

ДЕРЖАВНАЯ

Крестьянка Евдокия Андрианова, которая жила недалеко от села Коломенское, услышала во сне повеление Пресвятой Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о том, чтобы получить более точные указания. И вот во втором сновидении она увидела белую церковь, а в ней величественно восседавшую Женщину. Сердцем своим Евдокия поняла, что это Пресвятая Богородица. Оба сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что крестьянка решила идти в село Коломенское, в Вознесенскую церковь. О том, что случилось, она рассказала настоятелю храма, отцу Николаю Лихачеву. Он показал все старинные иконы Богородицы, находящиеся на иконостасе, но ни одна из них не была похожа на ту, что видела крестьянка. Только после долгих поисков в подвале была найдена большая старая черная икона. Ее отмыли и увидели изображение Божией Матери как Царицы Небесной. Богородица в царской короне, облаченная в красное одеяние, которое напоминает мантию, восседает на престоле. На коленях у Нее – благословляющий Младенец Христос. В руках Пречистой – царские скипетр и держава. Позднее было установлено, что икону привезли в Коломенское в 1812 году на хранение.

В день обретения иконы 2(15) марта 1917 года государь Николай II подписал отречение от престола за себя и за своего сына, царевича Алексия. Русский православный народ принял это совпадение как свидетельство того, что верховная власть в стране и попечительство о ее народе передано Самой Пресвятой Богородице.

По всей России разошлись списки, сделанные с этой иконы. С участием патриарха Тихона были составлены службы и прекрасный акафист. Всю страну облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление иконы. Вскоре сотни верующих стали приезжать и приходить в село, прибегая к помощи Божией Матери. Чтобы как можно больше людей могли поклониться этому образу Царицы Небесной, икону стали возить по окрестным храмам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. В Марфо-Мариинской обители икону торжественно встречала настоятельница, преподобномученица, великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами.

Но вскоре начались жесточайшие гонения. Списки иконы были изъяты из всех церквей, арестованы тысячи верующих, хранивших у себя икону Божией Матери «Державная», а составители службы и канонов были расстреляны. Саму икону, обретенную в Коломенском, на многие годы отправили в запасники Исторического музея. Но и в эти годы Пресвятая Богородица не оставляла всех почитающих Ее образ, именуемый «Державная». Известен случай, когда именно в день празднования иконе в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках, протоиерей Владимир Воробьев, особо почитавший этот образ. До начала гонений он часто ходил в Коломенское, в Вознесенский храм, со своим хором и прихожанами служить акафист.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону «Державная» перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенское, и паломники со всего православного мира приходят сюда, чтобы поклониться этому чудотворному образу Пресвятой Богородицы.

Празднование иконе Божией Матери, именуемой «Державная Русская Православная Церковь совершает»   2 (15) марта.

            

Икона Божией Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

купинаИстория обретения чудотворной иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» неизвестна. Название иконы восходит к Ветхому Завету, потому что Неопалимая Купина – это объятый пламенем, но несгораемый терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Иисуса Христа от Духа Святаго. Купина горит, но не сгорает, Дева рождает, но остается Пречистою Девой.

Есть еще одно толкование прообраза Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, непричастной греху. В церковных песнопениях слышится этот заветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси».

Считается, что благодатью Своею от иконы «Неопалимая Купина» Матерь Божия избавляет дома почитающих и молящихся Ей от пожаров и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Святая Церковь совершает празднование иконе Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина», 4 (17) сентября

 Тропарь, глас 4:

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея Твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Комментирование закрыто.