Иконы наших храмов

В каждом православном храме есть икона «Спас Нерукотворный». С нее начинается история иконописи. Церковное предание сохранило сведения о том, как она появилась.

Случилось это в годы земной жизни Иисуса Христа в Озроене – крохотном государстве, столицей которого был город Едесса. Правитель этой страны, Авгарь V Черный, семь лет невыносимо страдал он от черной проказы — страшной неизлечимой болезни. Как и многие его современники, он узнал о том, что в Иерусалиме появился удивительный Человек, который совершает множество чудес. Об этом ему восторженно рассказали вельможи, своими глазами увидевшие эти чудеса. Тогда Авгарь, уверовав в Иисуса Христа как в Сына Божия, послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа исцелить его от болезни.

Но Анания, приехав в Иерусалим, никак не мог подойти к Спасителю: вокруг Него всегда было множество людей, и пробраться через толпу было невозможно. И тогда Анания решил хотя бы нарисовать для своего господина портрет Иисуса Христа. Для этого он встал на уступ скалы и, наблюдая за Спасителем издали, пытался срисовать его. Но, несмотря на все свои старания, никак не мог изобразить Лика Христова, потому что выражение его беспрерывно менялось божественной и непостижимой силою.

И тут случилось неожиданное: к нему подошел апостол Фома, которого Христос прислал за живописцем. Подойдя к Господу, Анания еще не успел ничего сказать, а Спаситель назвал его по имени и попросил письмо Авгаря к Нему. Желая вознаградить Авгаря за веру и любовь к Себе и исполняя пламенное желание его, Спаситель велел принести воды и, омыв пресвятое Лице Свое, отерся поданным ему убрусом (четырехконечным платком). Вода чудесно превратилась в краски, и на убрусе нерукотворно запечатлелось изображение божественного Лика Спасителя.

Получив убрус и послание, Анания возвратился в Едессу. Авгарь упал перед Образом на колени и, с верою и любовию приложившись к нему, получил, по слову Спасителя, мгновенное облегчение в болезни, а после своего крещения, как и предсказывал Спаситель, полное исцеление.

Эту святыню, убрус с Ликом Спасителя, Авгарь поместил на городские ворота, убрав оттуда статую языческого божества, чтобы Нерукотворный Образ охранял и защищал город. В каменной стене над воротами была устроена глубокая ниша, и святой Образ был установлен в нее. Вокруг Образа шла золотая надпись: «Христе Боже! Никто из надеющихся на Тебя не погибнет». Около ста лет Нерукотворный Образ защищал жителей Едессы, пока один из потомков Авгаря, отрекшись от Христа, не захотел снять его с ворот. Но епископ Едесский, таинственно извещенный Богом в видении, пришел ночью к городским воротам, по лестнице добрался до ниши, поставил перед Образом зажженную лампаду, заложил его керамидой (глиняной доской) и сравнял края ниши со стеной, как было ему поведано в видении.

После этого прошло четыре с лишним столетия. Место, где находился Нерукотворный Образ, забыли. В 545 году Юстиан Великий, под властью которого находилась тогда Едесса, воевал с персидским царем Хозроем I. Едесса постоянно переходила из рук в руки: от греков к персам и обратно. Хозрой начал возводить деревянную стену около городской стены Едессы, чтобы потом засыпать пространство между ними и создать насыпь выше городских стен, чтобы можно было сверху направлять стрелы на защитников города. Когда насыпь была сделана, жители Едессы решились провести к ней подземный ход, чтобы там развести огонь и сжечь бревна, удерживающие насыпь. Огонь был разведен, но никак не разгорался, так как не было воздушного потока. Растерявшись и отчаявшись, жители прибегли к молитве Богу. В эту же ночь епископу Едесскому, Евлалию, было видение, в котором ему показали место, где находился Нерукотворный Образ Христа. Разобрав кирпичи и убрав керамиду, Евлалий обнаружил Пресвятой Образ Христа целым и невредимым. Лампада, зажженная 400 лет назад, продолжала гореть. Епископ взглянул на керамиду, и новое чудо поразило его: на ней нерукотворно изобразилось такое же подобие Лица Спасителя, как на убрусе.

Жители Едессы, прославляя Господа, принесли нерукотворную икону в подкоп, окропили ее водой, несколько капель этой воды попали на огонь, пламень тут же охватил дрова и перешел на бревна возведенной Хозроем стены. Епископ вынес Образ на городскую стену и совершил литию (моление вне храма), держа Образ по направлению к персидскому лагерю. Внезапно войска персов, охваченные паническим страхом, бежали.

Несмотря на то, что Едесса была в 610 году взята персами, Нерукотворный Образ все время пребывал у едесских христиан. С восстановлением иконопочитания в 787 году Нерукотворный Образ стал предметом особого благоговейного почитания. Византийские императоры мечтали приобрести этот Образ, но до второй половины X века это никак не удавалось сделать.

Роман I Лекапен (919-944), полный пламенной любви к Спасителю, пожелал во что бы то ни стало принести в столицу монархии нерукотворное изображение Его Лика. Император отправил послов к завоевателям Едессы с требованием вернуть святыню. Эмир ответил отказом на требования византийского императора. Разгневанный отказом, Роман объявил войну халифату, войска вступили на арабскую территорию и опустошили окрестности Едессы. Страшась разорения, едесские христиане от своего имени отправили императору послание с просьбой прекратить войну. Император согласился остановить военные действия при условии, что ему будет отдан Образ Христов.

С разрешения Багдадского халифа эмир согласился на условия, предложенные императором. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Евфрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, поплыла и пристала к противоположному берегу. Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Ликующий народ стекался отовсюду, чтобы поклониться великой святыне. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы завладели городом. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов они захватили и отправили на свой корабль Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим, по словам предания, заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Комментирование закрыто.