Храмы благочиния

Успенская церковь

YS2В далеком от нас XVII  веке в купеческой слободе Кукарке был основан Успенский женский монастырь. По мнению краеведов,  случилось это не позднее 1678 года.  Именно с этого времени началась история Успенской церкви. Когда монастырь был упразднен, церковь стала приходской  (1740 год).

Сначала Успенская церковь была деревянной, но из-за пожаров ее пришлось перестраивать.  А потому благочестивые жители Кукарки решили построить каменную церковь.   В 1786 году вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков подготовил проект новой церкви.  Сначала  в храме был  один придел (теплый)  – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1796 году были пристроены еще два холодных придела.

Во второй половине XIX века слобода Кукарка становится одним из наиболее развитых в экономическом отношении населенных пунктов Вятской губернии благодаря  выгодному  географическому положению, природной смекалке и деловитости кукарских купцов, практической хватке и мастерству ремесленников,  обилию рек, озер и лесов. А потому жители слободы стремились благоукрашать  и благоустраивать  храмы, которых к началу XX  века было пять.  В 60-е годы XIX  века Успенская церковь перестраивается, от прежней, построенной в XVIII веке остались центральная часть, трапезная, колокольня.  С каждым годом церковь становилась все красивее. Купцы старались внести свой личный вклад в ее украшение. Так, например, на средства семьи купца П. П. Носова была построена великолепная ограда на опочном цоколе (опока добывалась недалеко от слободы, а ее обработка была местным промыслом, прославившим резчиков далеко за пределами Вятской губернии).   На средства купцов строится каменная паперть. Удивителен тот факт, что церковь в далекой провинциальной Кукарке расписывают ученики  Московского училища живописи, ваяния и зодчества под руководством  художника Ергунова. Росписи на библейские темы делаются по эскизам Эльвиро АндриоллиВ.М.Васнецова.  16 икон для иконостаса написал  художник М. Ф. Андриолли, сосланный в Вятку за участие в польском восстании.

Украшением храма были и две часовни, высота которых составляла 16 метров, а каждая сторона была около 7 метров.  Сочетание красного кирпича и декора из белой резной опоки создавали ощущение торжественности, праздничности. А витражи в дверях дополняли это великолепие. В солнечный день церковь сияла лучиками, которые исходили из зеркальных отражателей, вмонтированных в кресты.

В воскресные и праздничные дни  храм был переполнен верующими. Наши благочестивые предки не представляли, как можно сидеть дома или заниматься какими-либо делами, когда в церкви идет служба. Но все изменилось после событий 1917 года. Наши прадеды и подумать не могли, что наступит такой черный день, когда будут взорваны, навеки уничтожены их любимые святыни. В 1930 году храм был закрыт, колокольня разобрана, из нее впоследствии построили водонапорную башню. Спилили кресты, вместо них водрузили красные флаги. Еще раньше разобрали ажурную ограду, разрушили часовни.  Надругательство над храмом продолжалось в течение нескольких десятилетий.  В  церкви в течение  размещался музей атеизма,  потом там были складские помещения, мастерские, находилась техника.

Возрождение Успенской церкви началось в 1991 году.   Благочинный Советского округа,  протоиерей Петр Ковальский,  обратился к властям  Советского района с просьбой о передаче здания Успенского храма Вятской епархии . 28 августа 1991года , в праздник Успения Пресвятой Богородицы, был совершен крестный ход из Покровской церкви к Успенскому храму.  Более 500 человек, которые долгие годы ждали этого события,  прошли крестным  ходом.

Сразу после этого начались восстановительные работы, в которых приняли участие и пожилые люди, и дети, и подростки. Они собирались группами по 50-100 человек и очищали церковь от мусора, хлама, грязи, счищали  со стен слои мазута, убирали металлолом .

Когда совершалась первая служба, то народа было так много, что храм не смог вместить всех. Было принято решение восстановить и вторую часть храма, совершенно разрушенную. Приходская жизнь постепенно восстанавливалась. В 1994 году был создан профессиональный хор. Огромную роль в восстановлении храма сыграл благочинный Советского (в настоящее время возвращено историческое название – Кукарское благочиние)   округа протоиерей Петр Ковальский. Великолепием и красотой Успенского храма был восхищен митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, который  летом 2006 года посетил наш город и совершил Божественную литургию в восстановленном храме. Владыка поблагодарил всех, кто принимал участие в восстановительных работах и благословил народ и власть на строительство колокольни. Эти работы начались летом 2007 года, и уже в Пасхальную ночь в апреле 2008 года над Кукаркой-Советском  раздался долгожданный колокольный звон.

Более 20 лет продолжаются восстановительные работы в Успенской церкви. Сегодня в храме  регулярно совершаются богослужения.  Работает воскресная школа для детей. Настоятель Успенской церкви, митрофорный протоиерей Петр Ковальский, и клирик храма, иерей Михаил Ковальский (благочинный Кукарского округа),  уделяют огромное внимание миссионерской работе, духовному просвещению жителей города Советска.

Церковь  Покрова  Божией  Матери

ПокровскаяЦерковь Покрова Божией Матери является памятником архитектуры и считается самым древним строением города Советска. Первое письменное упоминание о ней  относится к 1674 году. Предшественником ее является Иоанно-Предтеченский монастырь, который примерно в 1668-1690 годах был переведен из Пустыни Жерновых Гор (сегодня это заречная часть города Советска) под защиту жителей слободы Кукарки . Причиной стали многочисленные набеги соседей – черемисов (мари).

Место было выбрано чудесное: на высоком правом берегу полноводной  в те времена реки Пижмы.  После  перевода монастыря в Кукарку название его сохранилось. Нет  точных данных о том, когда его переименовали,   но  в 1719 году  в летописи о кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался Покровским.  В 1764 году  монастырь был упразднен, и с 1765 года Покровская церковь становится приходской.

Придел Покровской церкви в честь  святителя Николая Чудотворца был устроен после того, как 6 сентября 1774 года  сгорела надвратная деревянная Никольская церковь, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Сейчас на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столб с нишей для иконы, который существовал уже в 1784 году.  Икона Николая Чудотворца Можайского, которая висела над вратами, была спасена и теперь находится в Покровской церкви. Никольский придел был вначале построен в виде палатки с куполом на столбах и с четырьмя окнами, а в 1785 году построили и освятили каменный придел.

Строительство и благоустройство Покровской церкви продолжалось и в конце XVIII,   и в течение всего XIX  веков.  Множество мастеров выполняли живописные, столярные, архитектурные и другие работы. Невозможно перечислить всех прихожан,  которые принимали участие в устройстве и благоукрашении своей любимой  святыни.  Самый большой денежный вклад внесли Василий и Андрей Самоделкины (за 20 лет – более 10 тысяч рублей).

Украшением храма стала церковная ограда, которую начали строить в 1820 году. Настоятелем в это время был отец Василий (Василий Владимирович Филимонов). Строилась ограда на средства прихожан. Кирпич (100 тысяч штук) поставил  купец Герасим Васильевич Платунов, известь – Иван и Кирилл Капустины.  Ограда, выполненная в стиле византийской архитектуры, отличается строгостью, лаконизмом, сдержанной красотой.  Дополняют ее ворота, на которых расположены иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя, а с другой стороны – икона Святителя Николая.

Кладбище, расположенное при церкви, отличается тем, что здесь находятся уникальные памятники. Резьба по опочному камню  была распространена в Кукарке, мастера славились по всей России. Совершенно уникальны многие памятники, подобных которым не встретишь нигде.  Здесь находится также могила почитаемого верующими схимонаха Никона.  На надгробном камне сохранилась надпись: «Лета 1706-го июня 3-его дня преставился раб Божий схимонах Никон  Кошкин.  Камень сей резал сын его поп Елисей».  Песок, взятый из-под могильной плиты, прихожане считают целебным.

Церковь Покрова Божией Матери избежала страшной участи других прекрасных храмов.   Ее тоже закрывали, но ненадолго. Сейчас она является украшением нашего города. Церковь поставлена на учет  как памятник республиканского значения. В церковной ограде находится часовня-купальня, построенная  при помощи благотворителя – Г.Софронова. Сюда по-прежнему идут люди, чтобы получить духовную помощь и поддержку, чтобы поблагодарить Господа и Пресвятую Богородицу за многие милости, которую даруют Они нам, православным.

Храмы православной слободы

Уважаемые посетители нашего сайта! Предлагаем вам заочную экскурсию. Мы расскажем вам о храмах, которые когда-то были в нашем городе.

История нашего города Советска (слободы Кукарки) начинается во второй половине 16-го века. Наши прадеды выбрали удивительно красивые места. Строгая красота хвойных  лесов (корабельных сосен) сочетается с роскошью белоснежных березовых рощ, раздольем заливных лугов. А сколько у нас рек, речек, озер, ключей! В 4 километрах от города река Немда вливается в Пижму, которая через 2 километра дарит свои воды Вятке. Лесные речки манят своими черными таинственными омутами, а озера поражают своим многообразием, красотой, удивительной чистотой!  Из-под земли бьют мощнейшие родники, поражая наше воображение своим неиссякаемым потоком. А сколько рыбы! И какой! Лещи, окуни, щуки, сазаны, судак, стерлядь, осетр, сом! И это далеко не весь перечень рыбных богатств. А в лесах – дичь!

И выгодное географическое положение (прежде всего реки), и природные богатства нашего края, и коммерческая, деловая  хватка кукарян (это, вероятно, мы унаследовали от наших далеких прапрапрадедов – жителей Новгорода Великого) позволили слободе Кукарке в XIX  веке стать одним из наиболее развитых в экономическом отношении поселений Вятской губернии.

Жители Кукарки очень любили свою слободу и старались сделать ее уютной, красивой. Купеческие усадьбы отличались богатством, сдержанной роскошью, удобством. Но главным украшением слободы были ее храмы.

До событий 1917 года в нашем городе было пять великолепнейших храмов:

1.Троицкий собор и Спасо- Преображенская церковь, которые составляли единый ансамбль

  1. Покровская церковь
  2. Успенская церковь
  3. Казанско-Богородицкая церковь
  4. Спасская церковь.

Покровская церковь сохранилась,   Успенская церковь восстанавливается в течение последних 20 лет, остальные храмы были разрушены.

Одним из великолепнейших храмов не только слободы Кукарки, но и всей Вятской земли был Троицкий собор.  История его начинается в 1620 году, когда построили деревянную церковь. Но так как вначале дома в слободе были преимущественно деревянными, то пожары нередко уничтожали постройки. Горели и церкви.  В 1761 году был построен каменный собор, рядом находилась деревянная Спасо-Преображенская церковь. Но в 1818 году жители Кукарки решили, что необходимо построить величественный Троицкий собор, тем более, что материальные возможности для этого у них были. Проект собора был выполнен  в кабинете Его Императорского  Величества статским советником архитектором Руско, а строили собор местные  мастера. Он получился изумительно красивым и действительно величественным. Представьте себе высоту в  55 метров,  длина и ширина — более 38 метров. На строительство церкви было израсходовано 3 млн. кирпичей, а в общей сумме было израсходовано 200 тысяч рублей. Наружная сторона храма была выложена опочным камнем, который создавал ощущение праздника. В храме было три позолоченных иконостаса. Вместе со Спасо-Преображенской церковью собор составлял единый архитектурный ансамбль. Находился он на высоком берегу реки Пижмы, откуда открывается незабываемый, изумительный по своей красоте вид. Рядом располагались две колокольни высотой 66 метров. Внутри одной из колоколен – позолоченное распятие (1200 руб.), Смоленская икона Божией Матери (ее крестным ходом принесли в 1700 году из Казани). Ограда была построена на опочном цоколе и представляла собой ажурную металлическую решетку.

От Троицкого храма совершался крестный ход к могиле Марии убиенной – местночтимой святой.   Случилось так, что в 1700 году в окрестностях Кукарки свирепствовала неведомая болезнь, от которой погибали сотни крестьян. Тогда решили отслужить молебен и пойти к могиле  крестным ходом. Там тоже отслужили молебен. Болезнь отступила, и ни один из жителей слободы не заболел. С тех пор крестный ход стали совершать ежегодно. Судьба Троицкого собора трагична. В 30-е годы разрушили купол. Колокольни вначале использовались как вышки для прыжков с парашютом, а потом были взорваны. Храм разобрали по кирпичику. Чтобы ценнейший материал не пропал, к берегу поставили баржи, сделали деревянный желоб, по которому кирпичи скатывались вниз. Использовали его для строительства гостиницы в Кирове. А прекрасные колонны сейчас украшают драматический театр. Так утверждают местные краеведы.  А Спасо-Преображенская церковь сохранилась, но только располагался в ней районный Дом культуры, а сейчас  находится музей.

В 1915 году в Санкт-Петербурге была издана почтовая открытка, на лицевой стороне которой был изображен удивительно красивый храм. Он располагался на берегу водоема, и его купола отражались в темной глади воды.  На открытке было написано:«Казанско-Богородицкая церковь в слободе Кукарка Вятской губернии». Современники вспоминают, что это был великолепнейший храм. Он был освящен  в 1880 году. Высота – 31 метр, каждая из сторон – 25 метров. Он был выполнен из красного кирпича, а элементы внешнего декора – из белой опоки. Это сочетание красного и белого создавало ощущение праздника, торжества.  Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, наполнял храм  светом и особой, чисто светской жизнерадостностью. Блики солнца преломлялись в витражах окон, в ажурных завитках трехъярусного паникадила, вспыхивавшего 38 свечами.

Обер-прокурор Священного Синода,  граф Толстой, посетивший Кукарку, сказал, что он не видел на Руси храмов, так богато украшенных колоннами, карнизами и разнообразными фигурами.

В 30-е годы храм был разрушен, разобрали железную крышу, ажурную металлическую решетку сняли,  купола убрали, а кирпич использовали для строительства жилого дома в Кирове. Позднее на месте храма  построили городскую баню.  Сейчас это строение заброшено.

В 1862 году в Кукарке была заложена еще одна церковь – Спасская. Строилась она, как и все другие храмы, на пожертвования прихожан. Рядом с церковью была часовня. В 1937 году церковь разобрали на кирпич, из которого построили кинотеатр, а на месте ее сейчас находится кафе.

Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря, который был основан не позднее 1678 года. Церковь была деревянной, перестраивалась, горела. В 1740 году монастырь упразднили, церковь стала приходской. В 1750 году в Кукарке был очень сильный пожар, церковь снова восстановили, и опять пожар – новое восстановление. Тогда жители Кукарки решили построить каменную церковь. В 1788 году ее освятили. В течение почти двух веков прихожане, благотворители украшали свою излюбленную святыню. В церкви был изумительный иконостас, который расписал ссыльный польский художник Михайло Андриолли. На пожертвования купцов построили прекрасную ограду – ажурную решетку. Была построена каменная паперть. Главный придел расписывали ученики московского училища живописи, ваяния и зодчества под руководство художника Ергунова. В честь  русских императоров Александра I и Александра II были построены две часовни (высота – 16 метров, каждая из сторон – по 7 метров). Часовни были торжественно красивы, потому что в них сочетался красный кирпич с удивительной отделкой из опочного камня. Внешний декор был изысканным. Купола самого храма и колокольни были позолочены, в кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В солнечную погоду эффект был потрясающим. В храме находились ценнейшие иконы Трех Радостей, святого Марона и Ахтырская икона Божией Матери.

Судьба этого храма тоже была достаточно драматичной. В 1930 году церковь закрыли, сняли кресты, водрузили красные флаги. В разные времена здесь были музей атеизма, мастерские, МТС, авторота, склады перчаточной фабрики, общежитие. В 50-е годы разобрали колокольню, трапезную, две боковые палатки, разрушили часовни, разобрали ажурную ограду. Кирпич использовали для строительства городской водонапорной башни.

В 1991 году началось возрождение храма.

Покровская церковь – это одна из наших святынь. Она считается самым старым строением нашего города и является памятником архитектуры XVII века.  Именно тогда начинается ее история. Еще в XVI веке, когда Кукарка только-только заселялась русскими переселенцами, в селе Жерновые Горы был основан Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, который неоднократно подвергался разорительным набегам соседних племен мари. Поэтому монахи решили перебраться на высокий берег Пижмы, под надежную защиту жителей слободы, за крепостные стены.   В XVIII веке монастырь закрыли, и церковь стала не монастырской, а приходской.

Помимо основной Покровской церкви, была еще надвратная церковь в честь Николая Чудотворца, но она сгорела, сохранилась только икона Николая Чудотворца, она находится сейчас в правом приделе.

Огромный интерес гостей нашего города вызывает церковное кладбище, где находятся редчайшие по красоте и  технике исполнения памятники, выполненные кукарскими мастерами-каменотесами из местного камня – опоки, легко поддающегося обработке.

Прихожане почитают могилу схимонаха Никона (песочек считается целебным).

Страницы: 1 2


Комментирование закрыто.